Астрономы выяснили, как у солнечных вспышек появляются «пальцы». 20-летняя загадка решена

Астрономы из Центра астрофизики Гарвардского и Смитсоновского институтов предложили новое объяснение загадочных пальцевидных потоков, обнаруженных в 1999 году.
NASA SDO

Солнечные вспышки таят много загадок и, похоже, ученым удалось решить одну из них

В 1999 году астрономы при изучении солнечных вспышек обнаружили «темные пустоты», похожие на тонкие столбы. В отличие от обычных вспышек, когда солнечной вещество извергалось наружу, в этих темных областях материал звезды как будто падал обратно на небесное тело. До сих пор ученые не могли объяснить это явление.

В новой работе ученые предположили, что пальцевидные особенности солнечных вспышек связаны с явлением магнитного пересоединения. Этот процесс происходит, когда силовые линии магнитного поля разрушаются, высвобождая быстро движущееся и чрезвычайно энергичное излучение, а затем образуются снова. Авторы предположили, что темные «пальцы» были следствием разрушения силовых линий и представляли собой падающие на поверхность звезды потоки материала, неподвластного воздействию магнитного поля.

Но тут была одна загвоздка. Дело в том, что большинство наблюдаемых потоков оказались довольно медленными для того, чтобы их обуславливало магнитное пересоединение. Чтобы выяснить, что происходит, авторы новой статьи проанализировали изображения нисходящего потока, полученные инструментом AIA на борту обсерватории Солнечной динамики NASA. AIA делает снимки Солнца каждые двенадцать секунд на семи различных длинах волн света для измерения изменений в атмосфере Солнца.

На основе полученной информации ученые построили 3D-модель солнечных вспышек и сравнили их с наблюдениями. Результаты показывают, что большинство пальцевидных особенностей все-таки генерируется не магнитным переподключением. Вместо этого они образуются сами по себе в турбулентной среде и являются результатом взаимодействия двух потоков вещества с разной плотностью.