После падения этот метеорит потерял магнетизм. Ученые выяснили, почему это произошло

Ученый из Университета Аляски в Фэрбенксе открыл метод обнаружения мест падения метеоритов, которые давно лишились своих кратеров. Он основан на ослаблении магнетизма.
Gunther Kletetschka

Ученые выяснили, что в потере намагниченности пород после удара метеорита виновата плазма

Породы, не измененные антропогенными или космическими силами, имеют от 2% до 3% естественной остаточной намагниченности. Это означает, что примерно такой процент в них составляют магнитные минеральные зерна, обычно представляющие собой магнетит или гематит, или их смесь. Ученые в новой работе обнаружили, что образцы, собранные в ударном кратере Санта-Фе в Нью-Мексико, содержали менее 0,1% магнетизма.

Ударная структура Санта-Фе была обнаружена в 2005 году, и, по оценкам, ей около 1,2 миллиарда лет. Участок состоит из легко узнаваемых конусов разрушения, которые представляют собой участки породы с причудливыми чертами и линиями разломов. Считается, что конусы разрушения образуются только тогда, когда скала подвергается воздействию ударной волны высокого давления, имеющий большую скорость — такой как от метеорита или ядерного взрыва.

Гюнтер Клетецка из Геофизического института Университета Аляски в Фэрбенксе определил, что причиной низкого магнетизма в этой ударной структуре является плазма, созданная в момент удара, и изменение поведения электронов в атомах горных пород. Работа ученых теперь позволит им определить место удара до того, как будут обнаружены конусы разрушения. Она также поможет лучше оценивать размеры метеоритов, образовавших уже известные ударные кратеры.

В Санта-Фе удар метеорита, как и ожидалось, послал мощную ударную волну через скалы. Клетецка обнаружил, что ударная волна изменила характеристики атомов в горных породах, поменяв орбиты некоторых электронов, что привело к их размагничиванию. Модификация атомов позволила бы быстро перемагничивать породы, но исследователи обнаружили, что удар метеорита также ослабил магнитное поле у всех пород в округе. У магнитных пород просто не было возможности восстановить свой магнетизм до 2-3%, даже если у них была такая возможность.

Это связано с наличием плазмы в породах на поверхности и чуть ниже. Присутствие плазмы увеличивало электропроводность горных пород, когда они превращались в пар и плавились на переднем крае ударной волны. Дальнейшее изучение этого механизма поможет лучше понять физику ударов метеоритов.