Ученые связали потребление соли с кровотоком в мозге

Исследователи из Университета штата Джорджия обнаружили связь между активностью нейронов в мозге, кровотоком внутри него, а также употреблением соли.
Ученые связали потребление соли с кровотоком в мозге
CC0 Public Domain

Исследователи проанализировали влияние соли на гипоталамус и обнаружили странную связь, которая противоречит результатам предыдущих работ

При активации нейронов в определенной части мозга обычно наблюдается приток крови к этому месту. Эта взаимосвязь известна как нейроваскулярная связь, или функциональная гиперемия. Она возникает в результате расширения кровеносных сосудов в головном мозге, называемых артериолами. Функциональная магнитно-резонансная томография (ФМРТ) как раз основана на этом явлении — диагносты ищут области слабого кровотока, чтобы увидеть нарушения в определенных областях.

До сих пор исследования нейроваскулярной связи были ограничены поверхностными областями головного мозга (такими как кора больших полушарий), и ученые в основном смотрели, как изменяется кровоток в ответ на сенсорные стимулы, поступающие из окружающей среды. Однако, не было известно, применимы ли те же принципы к более глубоким областям мозга, которые обрабатывают интероцептивные сигналы, которые создает сам организм.

Чтобы изучить эту взаимосвязь в глубоких областях мозга, группа ученых разработала новый подход, сочетающий хирургические методы и современную нейровизуализацию. Команда сосредоточилась на гипоталамусе — глубокой области мозга, участвующей в важнейших функциях организма, включая питье, прием пищи, регулирование температуры тела и размножение. В новой работе исследователи смотрели, как на приток крови к этому отделу мозга влияет употребление соли.

Когда вы глотаете соленую пищу, мозг воспринимает ее и активирует ряд компенсаторных механизмов, чтобы снизить уровень натрия в крови. Организм делает это частично за счет активации нейронов, которые запускают высвобождение вазопрессина — антидиуретического гормона, играющего ключевую роль в поддержании оптимальной концентрации соли. В предыдущих исследованиях наблюдалась положительная связь между активностью нейронов и увеличением притока крови, но авторы новой работы обнаружили снижение кровотока по мере активации нейронов в гипоталамусе.

Полученные результаты поднимают интересные вопросы о том, как гипертония может повлиять на мозг. Считается, что примерно 50-60% случаев гипертония связано с избыточным потреблением соли. Авторы новой работы планируют подробнее исследовать обнаруженный ими механизм нейроваскулярной связи на животных моделях, чтобы определить, способствует ли он появлению солезависимой гипертонии. Кроме того, ученые надеются использовать свой подход для изучения других областей мозга и заболеваний, включая депрессию, ожирение и нейродегенеративные заболевания.