Гравитационный «удар» может объяснить странную форму галактики Андромеды

Астрофизики показали, что гравитационный удар после столкновения двух галактик может быть настолько мощным, что способен вывести миллионы звезд на нестабильные орбиты.
Гравитационный «удар» может объяснить странную форму галактики Андромеды
Steven Burrows/JILA

Астрофизики смоделировали столкновение двух галактик и смогли разгадать загадку расположения звезд в центре Андромеды

В 1970-х годах ученые запустили воздушные шары высоко в атмосферу Земли, чтобы внимательно рассмотреть в ультрафиолетовом свете ближайшую к Млечному Пути галактику Андромеды. Космический телескоп «Хаббл» продолжил эти наблюдения в 1990-х годах и сделал удивительное открытие: как и наша собственная галактика, Андромеда имеет форму гигантской спирали.

Но область скопления звезд вблизи центра этой спирали выглядит не так, как должна — орбиты светил имеют сильно вытянутую форму. До сих пор ученые не могли объяснить это явление. В новом исследовании астрофизики использовали компьютерное моделирование, чтобы понять, что происходит, когда две сверхмассивные черные дыры сталкиваются друг с другом.

Галактика Андромеды, вероятно, образовалась во время аналогичного слияния миллиарды лет назад. Результаты расчетов исследователей показывают, что сила, создаваемая таким слиянием, может искривлять и вытягивать орбиты звезд вблизи галактического центра. Это и придает орбитам звезд их сегодняшний вид.

Исследования ученых помогли обнаружить силы, которые, возможно, определяют форму и структуру сотен миллиардов галактик во Вселенной. Некоторые из этих объектов очень похожи на спиралевидный Млечный Путь, в то время как другие больше похожи на футбольные мячи или пятна странной формы. Распределение звезд в этих объектах поможет лучше понять, как они сформировались и эволюционировали.