Астрономы, вероятно, открыли первую планету за пределами нашей галактики

Астрономы обнаружили признаки планеты, проходящей мимо звезды за пределами нашей галактики Млечный Путь — именно это показали данные космической рентгеновской обсерватории NASA «Чандра».
Астрономы, вероятно, открыли первую планету за пределами нашей галактики

В поисках экзопланет можно зайти очень далеко — например, за пределы Млечного пути. Кандидат в экзопланеты находится в галактике Водоворот, также известной как M51.

Почти все обнаруженные на сегодня экзопланеты находятся на расстоянии менее 3 тысяч световых лет от Земли. Предполагаемая экзопланета в галактике М51 находится на расстоянии около 28 миллионов световых лет — в тысячи раз дальше, чем экзопланеты в Млечном Пути!

Экзопланеты часто находят по провалам в яркости излучения, когда прохождение планеты перед звездой блокирует часть света звезды. Раньше астрономы искали провалы в оптическом свете, используя телескоп Кеплера и TESS, что позволило обнаружить тысячи планет в видимом диапазоне, однако в этот раз ученые рассмотрели провалы в яркости рентгеновского излучения, получаемого от ярких двойных звезд.

Такие системы обычно содержат нейтронную звезду или черную дыру, втягивающую газ от близко вращающейся звезды-компаньона. В связи с этим газ перегревается и излучает в рентгеновском диапазоне, но так как область, дающая яркое рентгеновское излучение, невелика, планета может полностью заблокировать рентгеновское излучение. Это облегчает поиск планеты, особенно на больших расстояниях.

Именно так нашли кандидата в экзопланеты в двойной системе M51-ULS-1. Она содержит черную дыру или нейтронную звезду, вращающуюся вокруг звезды-компаньона с массой, примерно в 20 раз превышающей массу Солнца. Провал в яркости рентгеновского излучения длился около трех часов. Планета перекрыла излучение полностью, и основываясь на полученной информации, исследователи предполагают, что кандидат в экзопланеты будет размером примерно с Сатурн, но расстояние от него до звезды в два раза превышает расстояние от Сатурна от Солнца.

Учёным требуются дальнейшие исследования. Правда, из-за большой орбиты планеты-кандидата она не перекроет свою звезду ещё 70 лет! Пока учёные гадают — возможно, тусклость была вызвана облаком газа и пыли, проходящим перед звездой? Пусть это маловероятно, учёные не спешат исключать эту версию.

Скорее всего, эта планета имела бурное прошлое — она пережила взрыв сверхновой, в результате которого образовалась или нейтронная звезда, или черная дыра. В какой-то момент звезда-компаньон также может взорваться и снова поразить планету чрезвычайно высоким уровнем радиации.

Если исследование принесет плоды, учёные планируют исследовать архивы телескопа Чандра для обнаружения новых близлежащих экзопланет в необычных условиях.