Астрономы обнаружили очень молодую планету

Международная группа ученых под руководством преподавателей, студентов и выпускников Гавайского университета в Маноа обнаружила одну из самых молодых планет, когда-либо найденных у далекой молодой звезды.
Астрономы обнаружили очень молодую планету
Pexels

Это не первая обнаруженная молодая планета, однако нечасто учёные могут непосредственно наблюдать недавно сформировавшееся небесное тело. Планета 2M0437b покажет, как когда-то сформировалась Земля.

Интересно, что открытие было случайным — однако его полезность сложно переоценить. В первую очередь, стоит отметить, что эту планету можно непосредственно наблюдать с Земли помощью телескопов. Анализ света от этой планеты расскажет о ее составе и о том, как она сформировалась в давно исчезнувшем аккреционном диске из газа и пыли.

По оценкам исследователей, планета в несколько раз массивнее Юпитера и сформировалась вместе со своей звездой несколько миллионов лет назад. Планета настолько молода, что она все еще горячая от энергии, выделившейся во время ее формирования. Её температура сравнима с температурой лавы, извергающейся из вулкана на Земле.

Планету 2M0437b впервые заметили ещё в 2018 году с помощью телескопа Субару на вершине горы Мауна-кеа (Гавайи). В течение последних нескольких лет она тщательно изучалась с помощью других телескопов на Мауна-кеа, в частности, с помощью обсерватории Кека.

Планета 2M0437b
Subaru Telescope and Gaidos, et al

При наблюдении отслеживалось положением звезды-хозяина при ее перемещении по небу. Полученные данные подтвердили, что планета 2M0437b действительно является спутником звезды, а не более отдаленным объектом. Наблюдения длились три года из-за медленного движения звезды по небу.

Планета и ее родительская звезда находятся в Облаке Тельца. Расстояние между 2M0437b и ее родительской звездой в настоящее время примерно в сто раз превышает расстояние между Землей и Солнцем. Так как наблюдение проводится с Земли, необходима сложная «адаптивная» оптика, чтобы компенсировать искажение изображения, вызванное земной атмосферой.

Наблюдения с помощью космических телескопов — Хаббла и Джеймса Уэбба — могут выявить газы в ее атмосфере и показать, есть ли у планеты «лунообразующий» диск.