Неожиданное открытие: как в древних рубинах нашли следы ранней жизни

Ученые из Университета Ватерлоо обнаружили в древних драгоценных камнях возрастом 2,5 миллиарда лет остатки углерода, связанные с древней жизнью.
Неожиданное открытие: как в древних рубинах нашли следы ранней жизни
Университет Ватерлоо

Драгоценные камни содержали в себе другоценные знания.

Кстати, первоначально исследование учёных касалось условий, необходимых для образования рубинов. Всё изменилось в ходе поездки в Гренландию, на самые старые местонахождения рубинов в мире, ведь именно там команда ученых обнаружила драгоценный камень, содержащий графит – по сути, чистый углерод.

Благодаря наличию графита ученые смогли провести углеродный анализ образца и определить относительные количества атомов углерода различной массы. Более 98% атомов углерода в этом образце лёгкие — они имеют массу 12 атомных единиц массы, оставшиеся 2% приходятся на более тяжелые изотопы — они имеют массу 13 или 14 атомных единиц массы. Авторы работы поясняют, что живые ткани в основном состоят из более легких атомов углерода, потому что требуется меньше энергии для включения в клетки.

Повышенное количество углерода-12 в найденном образце показывает, что эти атомы углерода когда-то были древней жизнью. С большой вероятностью это микроорганизмы наподобие цианобактерий, которые питались углеродом-12.

Ранее графит находили в породах возрастом свыше 2,5 миллиарда лет. В то далекое время в атмосфере планеты было мало кислорода, а жизнь существовала в пленках водорослей и микроорганизмах.

Вероятно, графит изменил химический состав окружающих пород и создал все условия для роста рубина — по крайней мере, моделирование показало, что рубины не смогли бы сформироваться в отсутствии графита в этом месторождении.