Ученые смогли преобразовать в нейроны клетки опухоли мозга

Американские и китайские исследователи разработали новую стратегию перепрограммирования клеток глиом – опухолей мозга, — которая поможет преобразовать их в здоровые нейроны.
Ученые смогли преобразовать в нейроны клетки опухоли мозга

Вместо того, чтобы убивать раковые клетки в мозге, ученые нашли способ преобразовать их в нейроны. Это первый шаг на пути к лечению одних из самых страшных онкологических заболеваний

Глиомы являются наиболее распространенными первичными опухолями головного мозга у взрослых. Среди них глиобластомы (ГБ) высокой степени злокачественности, как известно, особенно агрессивны, что затрудняет их лечение. Болезнь быстро прогрессирует до продвинутой стадии за короткий промежуток времени, из-за чего выживаемость таких пациентов очень низкая.

Несмотря на большое количество исследований, методов лечения, которые могут улучшить выживаемость и качество жизни пациентов с ГБ, на сегодня нет. Современные методы лечения направлены на подавление роста опухоли или уничтожение раковых клеток. Однако, учитывая высокую адаптивность, устойчивость и разнообразие этих опухолей, одних только подобных методов лечения недостаточно.

ГБ вызваны неконтролируемым делением глиальных клеток, которые питают нейроны и составляют поддерживающую матрицу мозговой ткани. В отличие от нейронов, которые не делятся, глиальные клетки могут делиться, что делает их восприимчивыми к образованию опухолей. В новой работе исследователи из Китая и США разработали стратегию, которая позволяет превращать эти раковые глиальные клетки в нейроны, а не уничтожать их.

Такое открытие стало возможным благодаря изменению факторов транскрипции, которые запускают дифференцировку нейронов. С их помощью ученым удалось перепрограммировать раковые клетки и остановить их деление. Интересно, что перепрограммированные клетки глиомы стали больше походить на нейроны и вырабатывали определенные нейрон-специфические маркеры. Это изменение идентичности нейронов значительно снизило скорость их деления.

Исследователи обнаружили, что каждый из факторов нейронной транскрипции индуцировал преобразование клеток в другой нейрональный тип. Экспрессия Neurog2 привела к самому быстрому и эффективному преобразованию клеток. Большинство клеток, экспрессирующих фактор Neurog2 и NeuroD1, стали глутаматергическими нейронами, в то время как клетки, экспрессирующие Ascl1, стали ГАМКергическими нейронами, подчеркивая специфическое влияние каждого фактора на функцию, которую будет выполнять нейрон, появившийся после этого.