Ученые нашли подтверждение, что викинги жили в Северной Америке 1000 лет назад

Новое исследование показало, что викинги жили на острове Ньюфаундленд почти за 500 лет до того, как Христофор Колумб пересек Атлантику.
Ученые нашли подтверждение, что викинги жили в Северной Америке 1000 лет назад
Glenn Nagel Photography

Используя данные о солнечной буре и деревянные артефакты, исследователи установили время пребывания викингов в Северной Америке

То, что викинги были способными мореплавателями, не секрет. Считается, что норвежские поселенцы достигли Исландии к концу IX века и Северной Америки к XI веку, хотя точное время последнего события остается предметом споров.

Теперь новое исследование, опубликованное в журнале Nature, определило точный год присутствия викингов в Северной Америке – 1021 год нашей эры (то есть ровно тысячу лет назад).

«Викинги были на Ньюфаундленде в 1021 году нашей эры. Наша новая дата устанавливает маркер для европейского познания Америки и... обеспечивает окончательную точку привязки для будущих исследований первоначальных последствий трансатлантической деятельности, таких как передача знаний и потенциальный обмен генетической информацией», – пишут ученые.

Для определения точной даты исследователи использовали данные о массивной солнечной буре, которая произошла в 992 году нашей эры. Эта буря оставила отчетливый радиоуглеродный след внутри деревьев по всей планете.

Ученые проанализировали древесину, обнаруженную на Л’Анс-о-Медоуз на Ньюфаундленде (считается, то там было первое европейское поселение викингов в Северной Америке).

На этой древесине исследователи обнаружили следы обработки металлом – местное коренное население в то время не производило металл. Ученые измерили концентрацию углерода в кольцах деревьев, а после посчитали кольца, чтобы понять, когда дерево было срублено. Исследователи применили эту технику к трем деревянным артефактам и пришли к выводу, что они были изготовлены в 1021 году.

Хотя открытие показывает, что викинги добрались до Ньюфаундленда к 1021 году, данные пока не свидетельствуют о том, что они поселились на новом континенте. Считается, что викинги часто интересовались «быстрым освоением» новых земель, и, вероятно, их поселение в Северной Америке было временным.