Семейные связи: как биологи нашли ближайшего дикого родственника современной собаки

Ученые уже давно «мучаются» с генеалогическим древом собаки. Дело в том, что ни один из ныне живущих видов волков генетически не является предком одомашненных собак. Но ученым из Университета перспективных исследований SOKENDAI, Япония, удалось пролить свет на эту проблему.

Вероятно, сиба-ину больше волк, чем хаски!

Исследователи нашли ближайшего известного дикого родственника вашего питомца. Им является японский волк, который исчез как вид еще век назад.

Wikimedia

Поскольку живых особей этого вида не осталось, ученые взяли генетический материал для исследования из костей чучел волков, выставленных в музеях Европы и Японии, а также из некоторых черепов, хранящихся в частных домах в качестве талисманов.

Сравнивая геном вымершего вида Canis lupus hodophilax с различными современными волками, собаками, лисами и другими видами, исследователи обнаружили, что японский волк появился прямо во время «эволюционного раскола» 20 000 — 40 000 лет назад. Считается, что именно в этот промежуток появились первые представители современных собак.

Полученные данные свидетельствуют о том, что эти два вида (японский волк и современная собака) произошли от одного предка — исчезнувшей популяции серых волков, которые, вероятно, жили где-то в Восточной Азии. Некоторые из них эволюционировали в японских волков, в то время как другие дали начало линии собак.

Биолог-эволюционист Йохей Тераи, возглавлявший исследование, сказал, что, когда он и его команда собрали эволюционное древо, они обнаружили, что ветвь, содержащая родословную японского волка, была ближе к собакам, чем к любому другому животному.

Сегодня азиатские собаки, к которым относятся такие японские породы, как сиба-ину, имеют до 5,5% общей ДНК с японскими волками. У западных собак, таких как немецкие овчарки и лабрадоры-ретриверы, процент значительно меньше.

Считается, что Canis lupus hodophilax вымер из-за бешенства и истребления людьми. Последний зафиксированный случай столкновения японского волка и человека был в 1905 году. Вероятно, Canis lupus hodophilax в японском фольклоре называется волком-оками. Он считался воплощением лесного духа, который был защитником и помощником бедных и уязвимых.