84 миллиона лет назад кора Земли могла повернуться и сместить полюса

Ученые прекрасно знают, что континенты планеты медленно движутся из-за тектоники плит. Но в течение последних десятилетий эксперты обсуждали вопрос о том, может ли поворачиваться кора Земли целиком относительно мантии и ядра. Такой поворот Земли называется «истинным полярным блужданием» (процесс изменения географического местоположения Северного и Южного полюсов). Однако до сих пор доказательства были спорными.
84 миллиона лет назад кора Земли могла повернуться и сместить полюса

Сложно представить, что все континенты просто «поплыли» в другую сторону

В рамках нового исследования, ученые из Института наук о жизни на Земле Токийского университета (ELSI), Япония, обнаружили убедительные доказательства процессу поворота полюсов. Чтобы понять, как это происходит, нужно немного углубиться в науку о Земле. Наша планета — это слоеный «пирог» с твердым металлическим внутренним ядром. Его окружают жидкое металлическое внешнее ядро, а над ним — мантия и кора, на которой мы и живем. Поскольку внешнее ядро жидкое, твердые внешние слои скользят по нему.

Теория «истинного полярного блуждания» предполагает, что внешняя мантия может скользить независимо от оси вращения планеты и даже перемещать магнитные полюса. Сегодня такой процесс ученые могут проанализировать с помощью спутниковых снимков, но определить дрейф, произошедший миллионы лет назад, намного сложнее. К счастью, сдвиги в магнитных полях Земли оставляют следы в слоях горных пород. Микроскопические кристаллы магнетита выстраиваются в линию, как стрелки компаса, и оставляют постоянный маркер в осадке, когда камень затвердевает.

В рамках новой работы ученые проанализировали палеомагнитные данные розового известняка Скалья Росса, в Италии. Этот регион был сформирован в меловой период между 145,5 и 65,5 миллионами лет назад, когда тираннозавр еще бродил по планете.

В результате ученые обнаружили, что примерно 84 миллиона лет назад земная кора сильно сместилась относительно оси вращения планеты. «Представьте себе Землю из космоса», — пишут авторы работы. «Истинное блуждание полюсов выглядит так, будто Земля наклонилась на бок, но на самом деле это не так. Поскольку кора плавает поверх жидких ядра и мантии, то есть не планета наклонилась, а всего лишь ее внешняя твердая оболочка».

Ross Mitchell

Как отмечают ученые полюса сдвинулись примерно на 12 градусов, но через пять миллионов лет они вернулись в исходное положение. Это открытие коррелирует с результатами моделирования, согласно которому примерно 80 — 90 миллионов лет назад вся земная кора должна была сдвинуться.