Ученым удалось увидеть, как наш организм «зашивает» микротравмы в мышцах после занятий спортом

Хорошая тренировка, особенно после перерыва, чаще всего приводит к возникновению боли в мышцах на следующий день. Это связано с тем, что интенсивные физические упражнения вызывают микроскопические разрывы мышечных волокон. В новом исследовании американские ученые выяснили, как наш организм «зашивает» эти микротравмы.
livescience.com

Пока вы отдыхаете после тренировки, клетки активно «латают» крошечные ранки в мышцах

Скелетные мышцы состоят из множества мышечных волокон. И каждое такое волокно содержит сократительные единицы — саркомеры, которые сокращаются и удлиняются во время тренировки. При этом активное движение может привести к чрезмерному растяжению этих саркомеров и появлению микротравм.

Несколько лет назад ученые выяснили, что через несколько секунд после такой травмы, различные белки образуют как бы «колпак» над поврежденными волокнами, а митохондрии вокруг помогают удалить излишки кальция, которые могли попасть в мышечные клетки.

В своей новой работе ученые Медицинского факультета Северо-Западного университета имени Файнберга (США) обнаружили ранее неизвестный механизм восстановления мышц, который запускается после интенсивной тренировки. Оказалось, что в течение пяти часов после завершения упражнения ядра саркомеров устремляются к разрывам в мышечных волокнах и «отдают команды» для создания новых белков, чтобы запечатать раны. Им хватает 24 часов, чтобы почти полностью восстановить мышцы.

Чтобы проследить за процессом регенерации ученые взяли образцы мышечных волокон у лабораторных мышей, которые бегали на беговой дорожке под наклоном, и у людей после тренировки. В этих тканях были обнаружены «шрамы», которые образовались на месте травм. Однако ученых интересовал не только результат работы ядер саркомеров, но и сам процесс. Поэтому они вырастили мышиные мышечные клетки в лаборатории и повредили их с помощью лазера, чтобы имитировать травму. В результате команде исследователей удалось увидеть движение ядер по мышечным волокнам — они доставляли к поврежденным участкам молекулы мРНК. Эти молекулы копируют строение ДНК и отвечают за выработку белка, который используется как строительный материал, чтобы «залатать» мышечные клетки.