Исследование: обоняние позволяет людям моментально распознать опасность по запаху

Исследователи Каролинского института в Швеции провели два эксперимента, которые показали, что нервные окончания внутри нашего носа начинают молниеносно обрабатывать негативные запахи, которые могут означать опасность. Это значит, что именно этот орган чувств вызывает стремительную реакцию организма на приближающуюся угрозу.

Оказывается, люди буквально чувствуют запах опасности

Способность обнаруживать запах потенциальной угрозы и реагировать на нее – необходимое условие выживания. Млекопитающие до сих пор уделяют запахам особое внимание, а вот люди постепенно перестали придавать различным ароматам большое значение. Но наш организм часто выполняет действия, которые мы даже не осознаем. И это — как раз такой случай.

Шведские исследователи смогли изучить, что происходит в мозге, когда центральная нервная система считает какой-то запах опасным. Результаты показали, что «негативные» запахи, связанные с беспокойством, обрабатываются раньше, чем «позитивные», и вызывают реакцию, направленную на сохранение безопасности.

«Реакция избегания неприятных запахов, связанных с опасностью, долгое время рассматривалась как сознательный когнитивный процесс, но наше исследование впервые показывает, что это происходит бессознательно и чрезвычайно быстро», – рассказал Бехзад Иравани, ведущий автор исследования.

В обработке сигналов от обоняния задействовано около 5% человеческого мозга, что позволяет нам различать множество запахов. Большая часть таких ароматов связана с угрозой безопасности — например, резкие запахи химических веществ и тошнотворные запахи испорченных продуктов.

Но ученые долгое время не могли понять, какие нейронные механизмы участвуют в цепочке, которая запускается при обнаружении неприятного запаха и заканчивается решением бежать куда подальше. Одна из причин этого – отсутствие неинвазивных методов измерения сигналов от обонятельной луковицы к важным центральным частям нервной системы, которые помогают обнаруживать опасные ситуации.

Но в новом исследовании ученые разработали такие методы. Они провели три эксперимента, в которых участников просили оценить свои ощущения от шести различных запахов — положительных и отрицательных — при этом измерялась электрофизиологическая активность обонятельной луковицы при реакции на каждый из запахов. Результаты показали, что луковица в течение 300 мс реагирует на неприятные запахи и посылает прямой сигнал в моторную кору. Сигнал заставляет человека неосознанно отклоняться от источника запаха.