В старом арктическом льду обнаружили огромный разлом

Ученые зафиксировали образование разлома площадью 3000 квадратных километров в самом старом и толстом арктическом льду. Это еще один признак быстрых изменений, происходящих в Арктике.
В старом арктическом льду обнаружили огромный разлом
NASA EOSDIS Worldview

Исследователи предполагали, что этот регион со старым морским льдом должен начать таять самым последним. Но оказалось, что огромные полыньи на нем образуются уже сейчас

В мае 2020 года на участке морского льда площадью миллион квадратных километров к северу от Гренландии и острова Элсмир, на две недели открылся разлом размером больше площади Москвы. Раньше считалось, что этот регион со старым ледяным покровом будет разрушаться одним из последних. Образование полыньи было необычным из-за ее расположения у побережья острова Элсмир, где толщина льда достигает пяти метров.

Ученые обнаружили, что этот разлом образуется во время экстремальных ветров при затяжном антициклоне — шторме высокого давления с сильными ветрами, которые вращаются по часовой стрелке. Исследователи просмотрели 10 лет снимков морского льда и атмосферных данных и обнаружили, что полыньи формировались там по крайней мере дважды до исследуемого периода, в аналогичных условиях в 2004 и 1988 годах, но никто этого не заметил.

Экстремальные условия ветра создали разрыв, отодвинув лед в сторону. Такие явление происходят часто, но еще ни разу ученые не замечали, чтобы морской лед такой толщины, как в анализируемом районе, исчезал, особенно вдали от побережья, где ветры, как правило, слабее, чем вблизи берега. Новое исследование показывает, что этот регион, возможно, не так устойчив к изменению климата, как считалось ранее.

Полыньи не обязательно вредны для местных экосистем в краткосрочной перспективе. Покрытый снегом лед не пропускает много света в воду под ним, ограничивая фотосинтез. Это замедляет производительность систем дальше по пищевой цепочке. Когда лед тает, экосистема оживляется. Но краткосрочный импульс для местной экосистемы не перевешивает долгосрочный и необратимый ущерб от потери морского льда.