Ученые выяснили, какие солнцезащитные кремы становятся токсичными после нанесения на кожу

Американские ученые провели эксперимент на рыбках данио-рерио, чтобы определить, насколько стабильными, безопасными и эффективными являются ингредиенты солнцезащитного крема в сочетании друг с другом и после нанесения их на кожу. Оказалось, что одно из этих веществ становится токсичным после двух часов на солнце.

Оказалось, не всегда средства защиты от солнца безопасны на все 100%

Солнцезащитные кремы являются необходимым потребительским продуктом, поскольку они помогают уменьшить воздействие ультрафиолета и снизить вероятность развития рака кожи. Однако до сих пор ученые не знали, как различные соединения в составе этих средств реагируют на воздействие ультрафиолетовых лучей, от которых, по идее, должны защищать.

Исследователи из Университета штата Орегон (США) провели исследование, в котором изучили воздействие солнцезащитных кремов на популярных аквариумных рыбок вида Данио-рерио. Дело в том, что их кожа на молекулярном, генетическом и клеточном уровнях имеет много сходств с кожей человека, поэтому рыбки стали идеальными подопытными.

Многие солнцезащитные кремы содержат довольно популярные ингредиенты — оксид цинка или диоксид титана. Их добавляют в средства из-за способности блокировать ультрафиолетовые лучи, к тому же, они безопасны для окружающей среды. Но оказалось, что через два часа после нанесения крема, оксид цинка не просто перестает эффективно защищать кожу, но и становится токсичными под воздействием УФ-лучей.

Чтобы выяснить это, ученые создали пять смесей, содержащих УФ-фильтры из различных солнцезащитный кремов, доступных в США и Европе. Они также приготовили еще несколько смесей с этими же ингредиентами, но добавили в них оксид цинка.

После этого исследователи подвергли смеси УФ-излучению в течение двух часов, а затем с помощью спектроскопии проверили их фотостабильность — не изменились ли молекулы под воздействием солнечного облучения. Дополнительно ученые проверили, не стала ли какая-либо из смесей более токсичной (как раз на этом этапе они использовали рыбок Данио-рерио). К сожалению, выяснилось, что смеси с цинком изменили свои свойства под воздействием УФ-лучей.

При этом размер частиц цинка оказался не важен — и нано- и микрочастицы приводили к потере более 80% защитных свойств солнцезащитных кремов.