Астрономы нашли объект, который поможет заглянуть в будущее Солнечной системы

Ученые впервые обнаружили звездную систему, похожую на Солнечную, но гораздо старше. Изучение этого объекта поможет исследователям лучше понять, что ждет Солнечную систему через 5 миллиардов лет, когда наша звезда начнет превращаться в красного гиганта.
Астрономы нашли объект, который поможет заглянуть в будущее Солнечной системы
W. M. Keck Observatory/Adam Makarenko

Примерно через 5 миллиардов лет наше Солнце превратится в красного гиганта, а затем — в белый карлик. Теперь ученые показали, что в результате коллапса звезды газовые гиганты, такие как Юпитер, могут выжить

Новая система, которую обнаружили астрофизики, состоит из планеты, похожей на Юпитер по массе и диаметру орбиты, которая вращается вокруг белого карлика, расположенного недалеко от центра Млечного Пути. Наблюдения за этой системой позволяют сделать вывод, что некоторые планеты могут продолжать существовать и после того, как родительская звезда коллапсирует.

Белый карлик представляет собой объект, в который превращаются звезды главной последовательности, такие как наше Солнце, после их «смерти». На последних стадиях жизненного цикла звезды звезда сжигает весь водород в своем ядре и превращается в красного гиганта. Затем она сжимается, сбрасывая внешние слои и превращаясь в белого карлика — горячее, плотное ядро, обычно размером с Землю и вдвое больше Солнца по массе. Несмотря на такую плотность, белые карлики достаточно тусклые и их трудно зафиксировать.

Изображения в ближнем инфракрасном диапазоне с высоким разрешением, полученные с помощью адаптивной оптической лазерной системы обсерватории Кека в паре с ее камерой ближнего инфракрасного диапазона NIRC2, позволили ученым открыть новый белый карлик в Млечном Пути. Подробное исследование этого объекта показало, что его масса примерно в 1,6 раза меньше Солнца, а единственная выжившая после коллапса звезды экзопланета представляет собой газовый гигант, который примерно на 40 процентов больше Юпитера.

До сих пор исследователям не удавалось найти экзопланеты, вращающиеся вокруг «мертвых звезд». Во многом это связано с тем, что свет от белых карликов очень тусклый, а транзитный метод остается одним из основных способов обнаружения экзопланет. Для нахождения объектов при помощи этого метода требуется, чтобы планета была достаточно большая, а звезда — достаточно яркая.

По словам ученых, это открытие дает представление о том, как будет выглядеть наша Солнечная система после исчезновения Земли в результате гибели нашего Солнца.