В коровьем молоке найдены пептиды, способные увеличить среднюю продолжительность сна у мышей 5 раз

Часто стакан теплого молока помогает уснуть. Ученые показали, что такой эффект вызывает содержащаяся в молоке смесь пептидов (коротких белков) — триптический гидролизат казеина: она снимает стресс и улучшает сон. Но еще эффективнее работают отдельные пептиды, найденные в этой смеси.
Pexels

Исследователи нашли в молоке пептиды, которые могут вызывать сонливость — в будущем их можно будет использовать в производстве седативных препаратов.

По сообщению гендиректора Центра нейротехнологий сна и бодрствования Ильи Блохина для РИА Новости, примерно треть россиян (порядка 42 миллионов человек) страдают от бессонницы. У многих седативных средств есть побочные эффекты, в том числе они, зачастую, вызывают привыкание.

Многие седативные средства работают, активируя рецептор ГАМК — белок в головном мозге, который подавляет сигналы нервных клеток — таким образом оказывается успокаивающее действие.

Ученые Южно-китайского университета технологий обнаружили несколько природных пептидов, которые связывают ГАМК и обладают успокаивающим действием и улучшают сон.

При обработке белка коровьего молока, называемого казеином, пищеварительным ферментом трипсином можно получить смесь пептидов — триптический гидролизат казеина. В ней был найден специфический пептид α-казозепин — прошлые исследования показали, что он понижает чувство тревоги у кошек.

Исследователи сравнили эффекты триптического гидролизата казеина и α-казозепина на мышах. Выяснилось, что триптический гидролизат казеина показал более хорошие результаты для улучшения сна, чем один только α-казозепин.

Результат показывает, что в триптическом гидролизате казеина, вероятно, существуют и другие пептиды помимо α-казозепина, способствующие сну. Для идентификации биоактивных пептидов, высвобождаемых из триптического гидролизата казеина во время моделирования процесса желудочного пищеварения использовали масс-спектрометрию. Всех «кандидатов» проверили на способность преодолевать гематоэнцефалический барьер, защищающий мозг от токсинов и микроорганизмов в кровотоке.

Лучший из кандидатов увеличил количество быстро засыпающих мышей примерно на 25%, а продолжительность их сна — даже на 400% по сравнению с контрольной группой. Исследователи продолжают изучение других пептидов, находящихся в составе триптического гидролизата казеина, которые также могут улучшить сон.

Исследование опубликовано в Журнале сельскохозяйственной и пищевой химии ACS.