Астрономы обнаружили в Солнечной системе странный объект. Он похож на астероид и комету

Ученые идентифицировали редкий объект в Солнечной системе с признаками как астероида, так и кометы. Его происхождение пока остается неясным.

Новое исследование показало, что ранее замеченный астероид на самом деле еще и комета. Эта находка размывает границу между этими типами объектов

Объект, получивший название 2005 QN173, вращается по орбите вокруг Солнца, как и любой другой астероид, но большинство таких объектов — это каменистые тела, которые не изменяются при прохождении через Солнечную систему. Однако, новое исследование показывает, что с QN173, который был впервые замечен в 2005 году, дела обстоят совсем не так.

Этот объект выглядит как комета, с поверхности которой по мере движения вылетает пыль и испаряющиеся газы. В результате у объекта формируется длинный хвост. Это явным признак кометы, однако обычно эти тела движутся по сильно вытянутым эллиптическим орбитам, то приближаясь к Солнцу, то удаляясь от него. По словам ученых, которые заметили эту удивительную особенность, такое открытие размывает грани между двумя типами объектов — астероидами и кометами.

Несмотря на свои кометоподобные характеристики, орбита объекта определенно похожа на орбиту астероида: он спокойно вращается вокруг Солнца во внешней части пояса астероидов, который находится между Марсом и Юпитером. Полный оборот QN173 совершает примерно раз в 5 лет.

Просматривая данные, собранные в ходе наблюдений телескопа ATLAS на Гавайях, ученые этим летом заметили, что у объекта появился хвост. Эта особенность проявилась в дополнительных наблюдениях, сделанных телескопом в обсерватории Лоуэлла в Аризоне. Затем ученые проверили предыдущие наблюдения, сделанные другими объектами, и снова заметили хвост на снимках.

В этих наблюдениях объект удалялся от Солнца после прохождения перигелия (самая близкая к звезде точка орбиты). Тем временем другие ученые просмотрели наблюдения 2005 QN173, собранные аппаратом Dark Energy Camera в июле 2016 года, когда объект в последний раз находился в перигелия — и на этих снимках они тоже заметили хвост.

Активность вокруг перигелия соответствует профилю кометы: увеличение солнечного тепла превращает замороженный лед в газ — происходит сублимация. Типичные кометы проводят большую часть своего времени достаточно далеко от Солнца, поэтому их можно с виду принять за астероиды, но при приближении к звезде тепло растапливает лед, создавая хвост.