Искусственный интеллект поможет рассчитать расстояние до планет-сирот

Исследователь разработал алгоритм под названием CLEoPATRA, который способен, учитывая данные, полученные от эффектов микролинзирования и параллакса определить расстояние до свободно движущихся планет-сирот.
Искусственный интеллект поможет рассчитать расстояние до планет-сирот
NASA’s Goddard Space Flight Center Conceptual Image Lab

О планетах-сиротах ученые знают довольно мало — даже расстояние до них определить очень сложно. Но новый космический аппарат с алгоритмами ИИ поможет узнать, как далеко от нас находятся эти странствующие по галактике объекты

Охотники за экзопланетами обнаружили тысячи объектов, большинство из которых вращаются вблизи своих звезд-хозяев. Но ученые обнаружили относительно немного инопланетных миров, которые свободно перемещаются по галактике и не привязаны ни к одной звезде — их называют планетами-сиротами. Многие астрономы считают, что эти планеты встречаются довольно часто, но наши методы поиска подобных объектов не позволяют обнаружить большинство из них.

Ученый из NASA разрабатывает концепцию миссии, называемую «современным параллаксом линзирования и автономным анализом переходных процессов» (Contemporaneous LEnsing Parallax and Autonomous TRansient Assay /CLEoPATRA). Она будет использовать эффекты параллакса для расчета расстояний до экзопланет-сирот, определить которые при помощи одного эффекта микролинзирования можно лишь очень приблизительно.

Параллакс — это видимое изменение положения объекта на переднем плане, которое наблюдатели видят в нескольких разных местах. Иными словами, если посмотреть на один и тот же объект с разных частей Земли, то зная расстояние между ними и положение объекта, можно посчитать расстояние до него. Астрономы в XIX веке впервые установили расстояния до ближайших звезд, используя этот же эффект.

Чтобы максимизировать эффект параллакса, ученый планирует отправить CLEoPATRA в полет на Марс в конце 2025 года. Это позволило бы отправить аппарат на собственную орбиту вокруг Солнца на достаточном расстоянии от Земли, которое позволило бы эффективно измерить сигнал параллакса при помощи микролинзирования и узнать недостающую информацию о расстоянии до ключевых планет-сирот.