Астрофизики обнаружили часть «потерянной» во Вселенной материи

При помощи Очень большого телескопа (Very Large Telescope/VLT) исследователи впервые нанесли на карту галактический ветер. Его наблюдение помогло обнаружить часть отсутствующей во Вселенной материи и наблюдать образование туманности вокруг галактики.
Астрофизики обнаружили часть «потерянной» во Вселенной материи

Астрофизики смогли впервые составить карту галактических ветров и обнаружили часть недостающей материи, которую ранее не удавалось наблюдать

Галактики состоят из обычной — барионной — материи, которая представляет собой все элементы таблицы Менделеева, а также темной материи, состав которой остается неизвестным. Одна из главных проблем в понимании образования галактик заключается в том, что ученые не могут наблюдать примерно 80% барионов, составляющих галактики. Согласно моделям, это вещество было удалено из галактик в межгалактическое пространство ветрами, созданными взрывами звезд.

Чтобы сопоставить теоретические расчеты с реальными данными, международная команда исследователей использовала инструмент MUSE на VLT для создания подробной карты галактических ветров между молодой формирующейся галактикой и туманностью. Ученые выбрали для наблюдения галактику Gal1 из-за близости к ней квазара, который служил «маяком» для ученых, указывая им область исследования. Авторы также планировали увидеть туманность вокруг этой галактики, хотя успех этого наблюдения изначально был сомнительным, так как светимость этого образования была неизвестна.

Идеальное расположение галактики и квазара, а также активный обмен веществом между галактикой и туманностью позволили ученым составить уникальную карту галактических ветров. Это позволило впервые наблюдать формирующуюся туманность, которая излучает и поглощает магний — один из «потерянных» элементов барионной материи — одновременно с галактикой Gal1.

Такая туманность из барионной материи часто встречается в ближней Вселенной, но ученые до сих пор только предполагали, что эти объекты могут снабжать веществом формирующиеся галактики. Таким образом, ученые обнаружили некоторые из отсутствующих во Вселенной барионов, тем самым подтвердив, что 80-90% обычной материи галактик находится за их пределами. Это наблюдение поможет расширить модели эволюции галактик.