Ученые исследовали ткань, которая более 10 лет провисела в открытом космосе. На ней обнаружили космические загрязнения

Российские ученые изучили сверток ткани, провисевший более десяти лет в открытом космосе. На нем обнаружили космические загрязнения — осадок, состоящий из 40 химических элементов.

Ученые предполагают, что источниками космической грязи могут быть МКС, выбросы с Земли и частицы космических тел

За счет увеличения срока службы космических аппаратов, исследователи обнаружили, что со временем на их внешних поверхностях образуется осадок неизвестного происхождения. В земных условиях это не создает проблем, но в космосе загрязнения вызывают перегрев поверхностей и их деформацию, что в итоге становится причинами поломки космических аппаратов. Ученые решили выяснить состав этого осадка.

Для этого они взяли два фрагмента ткани – чистый и загрязненный – и исследовали их с помощью нейтронного активационного анализа. Ранее фрагменты этой ткани уже изучали в других лабораториях с похожими целями. Однако методы тех исследований были не настолько чувствительны, поэтому в предыдущих работах удалось определить не так уж много элементов. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на пресс-службу Объединенного института ядерных исследований (ОИЯИ).

«Полученные результаты показали, что для такого объекта исследования нейтронный активационный анализ находится вне конкуренции. Нам удалось определить около 40 элементов в загрязненном фрагменте свертка и около 20 элементов в чистом фрагменте. А дальше стояла задача определить источники этих элементов. Мы выделили три основных источника осаждения элементов на свертке – это космические тела, сама станция и частицы, выбрасываемые с Земли», – сказала руководитель проекта Инга Зиньковская.

В частности, было подтверждено космическое происхождение магния, кремния, железа, урана и тория. Ученые предполагают, что источником обнаруженных на ткани алюминия, сталей и титановых сплавов, является МКС. Еще одним источником осаждения элементов на свертке, по данным ОИЯИ, можно считать частицы, выбрасываемые с Земли. Например, вулканический пепел, который является важным источником бария, циркония, рения, стронция, рубидия и редкоземельных элементов.