Радиоактивные носороги могут отпугнуть браконьеров в Южной Африке

Южноафриканские ученые рассматривают возможность введения радиоактивного материала в рога носорогов, чтобы предотвратить браконьерство и упростить обнаружение контрабанды на пограничных постах.
Радиоактивные носороги могут отпугнуть браконьеров в Южной Африке
Pexels

За первую половину 2021 года браконьеры убили не менее 249 носорогов в Южной Африке — на 83 больше, чем в первой половине 2020 года. Но если в рог ввести немного радиоактивного вещества, браконьеров можно отпугнуть — расскажем, как.

Автор исследования, физик-ядерщик Джеймс Ларкин из южноафриканского университета Витватерсранда, сообщил, что в портах и ​​аэропортах по всему миру установлено более 11 000 детекторов излучения. Более того, у пограничников зачастую есть портативные детекторы излучения для обнаружения контрабанды.

Носороги и прежде оказывались на грани вымирания — в 60-е годы прошлого столетия в популяции носорогов было не менее ста тысяч особей по оценкам ООН, но в результате браконьерской охоты их численность сократилась до 2 400 особей.  Благодаря повышенным мерам защиты популяция носорогов восстановилась до 25 тысяч особей на планете.

Но их рога становятся всё дороже на чёрном рынке. Только ради них животных забивают, спиливают рог и контрабандой вывозят в Азию. Рог носорога там ценится как лекарственной средство в народной медицине.

Двум носорогам уже ввели нерадиоактивный изотоп, чтобы гарантировать, что вещество не попадет в их тела и не вызовет проблем со здоровьем у животных или людей, а компьютерное моделирование поможет определить подходящую дозу радиации для носорогов. Любой дальнейший шаг будут тестировать на моделях, прежде чем учёные возьмутся за настоящих носорогов.

В международной программе, которая получила название «Rhisotope Project», участвует в том числе «Росатом», а также группа исследователей из США и Австралии.

Что опаснее для носорогов, браконьеры или радиация?
Браконьеры