Получены самые детальные снимки астероида в форме кости

При помощи Очень большого телескопа (Very Large Telescope/VLT) астрономы смогли получить самые четкие и детальные изображения астероида Клеопатра. Оказалось, что по форме он напоминает небольшую кость.
Получены самые детальные снимки астероида в форме кости
ESO

Новые наблюдения астероида странной формы показали, что он намного легче, чем считалось, а его спутники движутся совсем не так, как предполагали ученые ранее

Астероид Клеопатра вращается вокруг Солнца в поясе астероидов между Марсом и Юпитером. Астрономы стали называть его «астероидом собачьей кости» с тех пор, как радиолокационные наблюдения около 20 лет назад показали, что он состоит из двух долей, соединенные толстой «шеей». В 2008 году астрономы обнаружили, что вокруг Клеопатры вращаются две луны, названные АлекСелиос и КлеоСелен, в честь двух детей египетской царицы — Александра Гелиоса и Клеопатры Селены II.

Чтобы узнать больше о Клеопатре, ученые использовали снимки астероида, сделанные в разное время между 2017 и 2019 годами при помощи спектрополяриметрического высококонтрастного прибора для исследования экзопланет (SPHERE) на VLT. Когда астероид вращался, исследователи смогли рассмотреть его под разными углами и создать его самые точные на сегодняшний день 3D-модели.

Ученые определили точную форму астероида и его объем, обнаружив, что одна из его долей больше другой. Также авторы показали, что длина астероида составляет около 270 километров — примерно половину длины Ла-Манша. Во втором исследовании ученые использовали SPHERE для определения правильных орбит двух лун Клеопатры. Предыдущие работы тоже проводили оценку орбит, но новые наблюдения при помощи VLT показали, что луны находились не там, где предсказывали более старые данные.

Объединив новые оценки объема и массы, астрономы смогли вычислить новое значение плотности астероида, которое оказалось ниже, чем считалось ранее. Низкая плотность Клеопатры, которая, как полагают, имеет металлический состав, предполагает, что она имеет пористую структуру. Это означает, что объект, вероятно, сформировался путем повторной аккреции материала после крупного столкновения.