Найден способ остановить распространение агрессивной опухоли головного мозга

Ученые нашли белки, которые могут помочь уничтожить раковые клетки глиобластомы — опухоли головного мозга, которая очень склонна к рецидивам.
Найден способ остановить распространение агрессивной опухоли головного мозга
ralwel/Depositphotos

Ученые выяснили, как глиобластоме удается выживать даже после хирургического удаления и химиотерапии. Они обнаружили белок, блокирование которого способно уничтожить раковые клетки

Исследование, проведенное учеными из Канадского университета Макгилла, было направлено на изучение раковых стволовых клеток, которые чаще всего становятся причиной рецидива опухолей. Эти клетки часто ускользают от обычных методов лечения, таких как хирургия, химиотерапия, лучевая терапия. Эти методы могут быть эффективны при удалении быстрорастущих раковых клеток, но часто не затрагивают более живучие и тихие до поры до времени стволовые раковые клетки.

Ранее ученые уже предлагали методы удаления этих клеток, которые позволили бы снизить риск рецидивов глиобластом. Среди них были новые наночастицы, которые захватывают и уничтожают раковые стволовые клетки, а также дизайнерские молекулы ДНК, которые выслеживают клетки в крови, и другие молекулы, которые лишают их питательных веществ, необходимых для выживания.

Ученые Университета Макгилла начали с изучения того, как работают эти клетки. Это привело исследователей к открытию пары белков, которые регулируют генетическое программирование, лежащее в основе поведения клеток. Авторы обнаружили, что белок под названием galectin1 взаимодействует с другим белком под названием HOXA5, и именно это взаимодействие управляет запуском процесса метастазирования.

Следующим шагом в работе исследователей стала разработка методов лечения опухоли, основываясь на открытом механизме ее формирования. В доклинических моделях глиобластомы на животных ученые подавили белок galectin1, удалив кодирующий его ген, и обнаружили, что это привело к значительным улучшениям в том, как опухоли реагировали на лучевую терапию. Такое вмешательство в конечном итоге увеличило продолжительность жизни животного. В дополнение к этому исследователи проанализировали базы данных пациентов с глиобластомой и обнаружили, что у людей с низким уровнем экспрессии белков galectin1 и HOXA5 был наилучший прогноз в лечении этого вида онкологии.