Ученые объяснили резкое потепление климата 55 миллионов лет назад

Исследователи обнаружили повышение уровней ртути на Земле перед палеоцен-эоценовым термическим максимумом — событием потепления климата, которое случилось 55 миллионов лет назад и продолжалось в течение 150 000 лет.
Ученые объяснили резкое потепление климата 55 миллионов лет назад
CC0 Public Domain

Ученые давно знали, что на границе между палеоценом и эоценом произошло серьезное повышение температуры. Теперь исследователи смогли установить факторы, способствующие такому резкому потеплению

Палеоцен-эоценовый термический максимум длился около 150 тысяч лет и сопровождался значительным повышением температуры. Хотя предыдущие исследования показали, что вулканическая активность способствовала значительным выбросам CO2, которые привели к быстрому изменению климата, причина этого события до сих пор оставалась неясной.

В новом исследовании ученые выявили повышенные уровни ртути непосредственно перед и в начале термического максимума, которые могут быть вызваны интенсивной вулканической активностью. Это удалось сделать благодаря анализу образцов, взятых из осадочных кернов в Северном море. Исследование образцов горных пород также показало, что на ранних стадиях повышения температуры Земли наблюдалось значительное снижение уровня ртути — предполагается, что по крайней мере еще один резервуар углекислого газа стал причиной выброса значительных количеств парниковых газов в процессе потепления.

Исследование указывает на существование переломных моментов в системе Земли, которые могут спровоцировать выброс дополнительных объемов CO2, «спрятанных» в природных резервуарах. Это, в свою очередь, может приводить к беспрецедентно высоким температурам на Земле. Интересно, что ученые в своей работе не обнаружили простой связи между усилением вулканической активности во время выбросов парниковых газов. Вместо этого они выяснили, что вулканизм отвечает за потепление только на начальном этапе, после чего в дело должен был вступить новый источник углекислого газа.

По словам авторов, вулканы могли породить тысячи гидротермальных источников, выбрасывающих в атмосферу газы из недр Земли. Возможными вторичными источниками парниковых газов также могло быть таяние вечной мерзлоты и гидратов метана на морском дне.