Ученые обнаружили в челюсти тираннозавра «датчики»

Тирекс был не просто огромным зверем с сильным укусом, у него были нервные датчики на кончиках челюстей, позволяющие ему обнаруживать добычу и съедать ее.
Ученые обнаружили в челюсти тираннозавра «датчики»
Taylor & Francis

Раньше ученые считали, что челюсти тираннозавра были во многом нечувствительны к пережевываемой пище. Теперь исследователи обнаружили у животного множество нервов в этой области головы

Tyrannosaurus rex считается одним из самых грозных хищников эпохи динозавров. Он считается бесспорным чемпионом в силе укуса — его челюсти могли сжимать жертву с силой, эквивалентной воздействию массы более 3,6 тонн, а давление на кости его добычи могло превышать 30 тонн на квадратный сантиметр. Но до сих пор считалось, что это животное не особенно хорошо чувствовало пищу в собственном рту.

Новое открытие опровергает эти ранние домыслы. Ученые обнаружили, что нервы в нижней челюсти тираннозавра были распределены сложнее, чем у любых других динозавров, изученных на сегодняшний день. По своей структуре они сопоставимы с нервами современных крокодилов и хищных птиц, рот и челюсти которых отличаются своей чувствительностью.

Хотя морфология сосудов и нервов челюсти была проанализирована у нескольких ископаемых рептилий, это исследование является самым первым исследованием внутренней структуры нижней челюсти T. rex. В своей работе ученые использовали компьютерную томографию (КТ) для анализа и реконструкции распределения сосудов и нервов в ископаемой нижней челюсти тирекса, которая была первоначально найдена в формации Хелл-Крик, штат Монтана.

Затем авторы сравнили свою реконструкцию с другими динозаврами, такими как трицератопсы, а также с живыми крокодилами и птицами. Это позволило исследователям описать хорошо сохранившиеся каналы, в которых находятся сосуды и нервы в зубах тираннозавра. Результаты работы согласуются с анализами поверхности черепа другого тираннозаврида — дасплетозавра, — и морфологии сосудисто-нервного канала в верхней челюсти животных рода неовенаторов, которые указывают на то, что лицевая область теропод, возможно, была очень чувствительной.