Спасительный звук: гремучие змеи используют слуховую иллюзию для обмана потенциальной угрозы

Согласно недавнему исследованию, гремучие змеи «гремят» громче, чтобы те, кто их слышит, думали будто змея находится ближе, чем на самом деле. Ядовитый хищник использует эту тактику как предупреждение другим животным.
© tomreichner — stock.adobe.com

Колебания кончика хвоста гремучей змеи создает «гремящий» звук. Ранее ученые считали, что просто предупреждающий сигнал для хищников. Однако недавнее исследование показало, что все намного сложнее

В исследовании, опубликованном в журнале Current Biology, ученые записывали дребезжание змеиных хвостов и экспериментировали с различными объектами (в том числе человеческим торсом), которые постепенно приближались к змее. По мере приближения угрозы частота дребезжания плавно возрастала до 40 Гц. Однако в определенный момент она подскакивала до 60-100 Гц.

Для подробного рассмотрения такого поведения ученые провели ряд экспериментов в виртуальной реальности. Они воссоздали поле, в котором прячется гремучая змея, и попросили добровольцев по звуку определить, где сидит хищник. По мере приближения людей, исследователи увеличивали звук дребезжания хвоста так же, как это делали настоящие змеи. В итоге ни один из добровольцев точно не смог определить, где пряталась виртуальная змея.

По мнению ученых, таким образом гремучие змеи создают «безопасное расстояние» между собой и потенциальной угрозой.

«Наши данные показывают, что дребезжание хвоста гремучих змей, которое десятилетиями интерпретировалось как простой акустический предупреждающий сигнал о присутствии змеи, на самом деле является гораздо более сложным сигналом межвидовой коммуникации. Внезапное переключение в высокочастотный режим действует как умный сигнал, вводящий слушателя в заблуждение относительно фактического расстояния до источника звука. Таким образом, неверная интерпретация расстояния слушателем создает для змеи безопасное расстояние», – пишут ученые.