Найдены нейроны, отвечающие за тягу к спиртному

Шведские биологи нашли цепочку нервных клеток в миндалевидном теле головного мозга, активность которых определяет вероятность потребления лишних порций алкоголя.
Найдены нейроны, отвечающие за тягу к спиртному

Оказывается, небольшая группа клеток решает, может ли человек вовремя остановиться

Как сообщает ТАСС, учёные из Университета Линчёпинга открыли небольшую группу нейронов, манера работы которых определяет то, сможет ли человек вовремя остановиться или продолжит выпивать. По словам биологов, они сами не ожидали, что столь малое число клеток будет оказывать решающее влияние на программу поведения. Группа нервных клеток играет решающую роль в развитии главной черты алкоголизма – неспособности отказаться от спиртного даже тогда, когда человек осознаёт, что это не приведёт к добру.

Эту особенность учёные заметили, наблюдая за активностью нейронов в миндалевидном теле мозга. В мозге млекопитающих этот отдел отвечает за обработку эмоций и принятие сложных поведенческих решений. Несколько лет назад специалисты обнаружили, что склонность людей и крыс к алкоголизму можно определить по тому, насколько активно выводятся молекулы гамма-аминомасляной кислоты, одного из главных тормозящих сигналов, из миндалевидного тела мозга.

Затем исследователи проконтролировали изменение активности этого отдела нервной системы у крыс, употреблявших спиртное. На период опытов крыс поместили в клетки, где у них был доступ к поилкам с чистой водой и спиртом. Сначала животные могли употреблять обе жидкости в неограниченном количестве, но через некоторое время попытки употребления алкоголя сопровождались ударами тока нарастающей силы.

Обычно в подобной ситуации здоровые животные быстро отказываются от употребления большого объёма спирта, но некоторые крысы продолжали употреблять алкоголь, игнорируя боль. Их поведение было продиктовано активностью нейронов миндалевидного тела. После обнаружения этой зависимости учёные проверили, что может произойти в случае подавления активности этих клеток.

Дальнейшие опыты показали, что снижение их активности вернуло крысам способность контроля поведения, а также подавило желание выпить ещё алкоголя. В ближайшем будущем учёные попробуют создать лекарства, проникающие в мозг людей и других млекопитающих и снижающих уровень активности этих нервных клеток. Шведские биологи надеются, что такие препараты могут стать первыми действенными средствами для борьбы с алкоголизмом, а также для его профилактики.