Как менялись российские университеты в течение 150 лет

Ученые считают, что «Человек университетский» сейчас находится в стадии поиска новых форм университетской жизни. Поэтому тюменские исследователи проанализировали 150-летнюю историю российских вузов дореволюционной и советской эпох.
Как менялись российские университеты в течение 150 лет

Результаты исследования помогут разработать проекты стратегического развития современных вузов

Ученые Тюменского государственного университета проанализировали глубинные факторы трансформации университетов в России, об этом сообщают «РИА Новости» со ссылкой на пресс-службу вуза. Рассматривались изменения в профессии преподавателя, профессиональной идентичности, организационной культуре и кадровой политике дореволюционной и советской эпох.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В дореволюционной России университетские профессора занимали «исключительное положение в обществе», а их нагрузка составляла всего 6-10 часов неделю. В советское время профессия стала более массовой, нагрузка увеличилась до 10-18 часов, а престиж был несколько снижен, «хотя и оставался на весьма высоком уровне», — рассказал директор школы исследований окружающей среды и общества ТюмГУ Александр Сорокин. В СССР, в отличие от имперских времен, профессора получили право заниматься научной деятельностью и помогали государству реализовывать масштабные оборонные и индустриализационные проекты.

Уровень автономии учебных заведений также отличался в разные эпохи. В большинстве дореволюционных вузов были элементы выборности, например, голосованием назначался ректор или декан. Ученые подчеркнули, что в Российской империи университеты обладали признаками самоуправления. «В советское время об университетской автономии в прежнем смысле этого понятия говорить не приходится, хотя отдельные институты корпоративного управления сохранились», — рассказал профессор Томского государственного университета, один из авторов проекта Михаил Грибовский.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Однако характер эпохи СССР нисколько не исказил систему наставничества, кружковую работу и другие элементы университетской жизни. Вузы так же получали государственное финансирование, сохранили гумбольдтовский принцип единства науки и образования. «Так что, безусловно, полного разрыва с прошлым не произошло, и советский университет стал наследником университета царского», — добавил Сорокин.

Исследователи выявили ключевые тенденции развития современных вузов: менеджериализация (появление студенческих органов самоуправления) и получение преподавателями и студентами новых компетенций и навыков. Ученые также разработали систему оценки компетенций научно-педагогических работников, которую уже запустили в ТюмГУ.