Божественные мелодии: в чем секрет уникального звучания скрипок Страдивари

За свою жизнь известный скрипичный мастер Антонио Страдивари изготовил около 1200 скрипок. Причем покупателями его уникальных изделий были только очень богатые люди, включая членов королевской семьи. Сегодня осталось около 600 скрипок Страдивари, каждая из которых может стоить примерно 10 миллионов долларов. Однако до сих пор не было ясно, в чем секрет Страдивари — только ли в мастерстве изготовления скрипок, или же в чем-то другом?
Божественные мелодии: в чем секрет уникального звучания скрипок Страдивари

Оказалось, известный скрипичный мастер Антонио Страдивари обрабатывал древесину для своих музыкальных инструментов специальным химическим составом, чтобы вывести червей

Китайские ученые совместно с исследователем из Техасского университета A&M (США) Джозефом Нагивари подтвердили теорию, что Антонио Страдивари, а также его менее известный современник Джузеппе Гварнери обрабатывали свои инструменты химическими веществами, благодаря которым скрипки приобретали свое неповторимое звучание. Причем некоторые из этих веществ были идентифицированы впервые.

Профессор биохимии Джозеф Нагивари первым выдвинул гипотезу, что при изготовлении скрипок Страдивари и Гварнери использовали химические вещества, за счет чего их инструменты обладали непревзойденным качеством. Около 40 лет назад он подтвердил свое предположение, выяснив, что мастера подвергали древесину агрессивной химической обработке, чтобы вывести из нее червей. Позже его результаты были подтверждены в обзоре Американского химического общества.

В своем исследовании ученые выяснили, какие именно вещества использовали мастера — в их число входили бура (тетраборат натрия, который использовался еще древними египтянами в качестве инсектицида), цинк, медь, квасцы и известковая вода.

Исследователи отмечают, что Страдивари и Гварнери, вероятно, сотрудничали с аптекарями того времени, которые добывали для них эти соединения. Причем у каждого мастера, скорее всего, была собственная методика обработки дерева, которая держалась в тайне. А вот состав раствора был в «открытом доступе», поскольку секрет изготовления скрипок был не в нем, а в самом процессе.