Секрет магнитного поля Луны: новое открытие

Магнитное поле просуществовало совсем недолго, что подсказали образцы пород, привезенные космонавтами миссий «Аполлон» со спутника нашей планеты.
Секрет магнитного поля Луны: новое открытие

Магнитное поле Луны исчезло минимум 4 миллиарда лет назад, просуществовав на протяжении 500 миллионов лет

Вскоре после того, как Луна сформировалась около 4,5 миллиардов лет назад, она начала генерировать магнитное поле — защитную оболочку, которая отклоняет заряженные частицы Солнца. Анализ лунных горных пород показал, что лунное магнитное поле исчезло, по крайней мере, 4 миллиарда лет назад.

Намагниченные лунные камни, привезенные на Землю несколько десятилетий назад, были первой подсказкой того, что на Луне, возможно, когда-то была внутренняя динамо-машина, в которой кружились богатые железом расплавленные горные породы, создавая магнитное поле. Но как долго существовало магнитное поле Луны? Это ученые выяснили только теперь.

Ядро Луны «очень маленькое», — говорит геофизик Джон Тардуно из Университета Рочестера в Нью-Йорке. В новом исследовании Тардуно и его коллеги изучили намагниченность нескольких образцов лунных пород.

Анализ магнетизма крошечных осколков металла, заключенных в кристаллы возрастом 3,9 миллиарда, 3,6 миллиарда, 3,3 миллиарда и 3,2 миллиарда лет, показал, что эти породы были очень слабо намагничены.

При этом кусок лунного стекла, образовавшийся во время падения метеорита около 2 миллионов лет назад, «имел сильное магнитное поле — чуть слабее, чем у Земли сегодня», — говорит Тардуно. Это очень странно, поскольку «все согласны с тем, что сейчас на Луне нет магнитного поля. Не было его и 2 миллиона лет назад, — рассуждает ученый. — Как это произошло?».

Кусок стекла с Луны
Rory Cottrell

Сопоставив результаты исследования, ученые сделали вывод, что Луна не генерировала магнитное поле в течение как минимум 4 миллиардов лет. Намагничивание же кусочка стекла произошло из-за удара метеорита, который и сформировал стекло.

Идея того, что удар метеорита может вызвать сильное намагничивание горных пород, обсуждалась во многих научных исследованиях. Поскольку метеорит падает на поверхность Луны на огромной скорости, его удар частично ионизирует частицы поверхности, создавая густую намагниченную плазму. «Стекло, двигаясь через плазму, приобрело такую сильную намагниченность», — предполагают исследователи.

Луна многократно подвергалась ударам метеоритов. Это означает, что другие сильно намагниченные лунные образцы, над которыми ломали голову ученые, могли пройти тот же путь. Если это так, то предположение о том, что магнитное поле Луны исчезло всего 1 млрд лет назад, неверно.

Если лунное магнитное поле действительно исчезло около 4 миллиардов лет назад, то под поверхностью спутника должно быть немало гелия-3 и воды.

Павел Мелов