Коронавирус мутировал в организме онкобольных

Исследователи обнаружили, что в организме людей с онкологическими заболеваниями вирус SARS-CoV-2 сильно изменяется. Особенно сильно это видно для белков оболочки патогена.
Коронавирус мутировал в организме онкобольных

Врачи смогли спасти пациентку с лимфомой, в которой коронавирус жил почти год. Оказалось, что его не могли иммунные клетки из-за большого количества мутаций в белках оболочки

Вирусы и бактерии постоянно эволюционируют, стараясь приспособиться к враждебным условиям. Изменений без видимой причины в живой природе обычно не бывает. Однако, скорость эволюции может быть разной в зависимости от того, к какого рода факторам приспосабливается патоген.

Российские исследователи обнаружили, что в организме одного человека с онкологическим заболеванием — лимфомой — вирус существует уже 318 дней. Пока что это своего рода мировой рекорд, так как до сих пор американские ученые регистрировали максимальный срок жизни вируса у пациента с лейкемией в 250 дней. Но поражает больше всего не количество дней, а количество мутаций патогена, которое произошло за все это время.

Собрав образцы крови пациентки еще год назад, исследователи из России уже тогда обнаружили 18 новых мутаций в РНК SARS-CoV-2, которых не было до этого. В феврале этого года авторы нашли еще два десятка небольших изменений генома. Самые существенные мутации исследователи обнаружили в генах, которые кодируют белки оболочки коронавируса — те части, при помощи которых патоген непосредственно взаимодействует с иммунными клетками.

Лабораторные эксперименты показали, что эти изменения не давали иммунной системе распознавать зараженные SARS-CoV-2 клетки и нейтрализовать их. Из-за этого врачи долго не могли уничтожить патоген и боролись за жизнь пациентки. Спасти ее удалось только после уничтожения всех следов вируса путем переливания антител, извлеченных из плазмы крови переболевших людей, а также инъекций стволовых клеток крови.

«Хотя это самый долгий такой описанный случай, он не единственный. Но в нашем случае есть одна примечательная особенность: у пациентки полностью отсутствовали антитела. Полгода назад мы недоумевали — если антител нет, к чему [происходит] адаптация? Теперь, кажется, разобрались. Евгения Алексеева и коллеги показали, что эволюция связана с бегством вирусных пептидов от презентации на HLA-аллелях этой самой пациентки — то есть от Т-клеточного иммунитета», — комментирует исследование один из его авторов Егор Базыкин.

Препринт статьи доступен на сайте Research Square.