«Щит» из воздуха и инея поможет бороться с обледенением самолетов в воздухе

Американские ученые разработали способ, который позволяет бороться с намерзанием льда на корпус самолета во время полета. Они придумали, как создать специальную «прослойку» между поверхностью воздушного судна и льдом, которая защищает корпус.
«Щит» из воздуха и инея поможет бороться с обледенением самолетов в воздухе

Полностью предотвратить образование льда во время полета невозможно. Поэтому ученые подошли к проблеме с другой стороны и придумали специальный «щит», который защищает корпус от льда

Во время взлета из-за резкого падения температуры на корпусе и крыльях самолетов образуется лед, который может мешать пилотам управлять воздушным судном. При этом нанесение антиобледенителей перед вылетом не всегда помогает.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Команда американских исследователей из Политехнического университета Виргинии при разработке своего метода опиралась на закон Кассье, который определяет, какой угол контакта неоднородной поверхности с жидкостью необходим для достижения эффекта смачивания или несмачивания. Согласно этому закону, чем меньше площадь поверхности, тем меньше жидкости она сможет впитать.

В обычной практике для придания водоотталкивающих свойств необходимо каждый раз покрывать самолет химическим составом. Исследователи предложили другой вариант — покрыть корпус самолета миллиметровыми алюминиевыми выступами, которые создали бы лучший гидрофобный эффект. Как это работает — капли воды, попадающие на верхушку выступов, не просачиваются между ними, а остаются на поверхности, именно так действует закон Кассье. Когда эти капли замерзают, образуется иней, а под ним, у основания выступов, остается какое-то количество воздуха — воздушная подушка. Постепенно инея становится больше, и он образует новый слой — получается, что корпус самолета защищен снизу воздухом, а сверху — инеем. В таком случае новые капли воды не могут попасть на корпус самолета и замерзают на слое из инея, а не на самом самолете, благодаря чему их потом легче убрать.

Нажми и смотри

На видео хорошо видно, что в первом случае синяя жидкость просачивается через слой инея без воздушной подушки. Во втором — прозрачная жидкость остается на поверхности и формирует корку льда, которая как бы приподнята над корпусом самолета.

В будущем ученые планируют продолжить исследование и разработать способ, позволяющий прямо в полете сбрасывать лед во время прохождения через воздушные ямы.