Активность иммунных клеток после COVID-19 может вызвать неврологические заболевания

Ученые просканировали роговицы пациентов, перенесших COVID-19 в острой форме, и обнаружили, что повреждения нервных волокон, которые способствуют развитию неврологических заболеваний, вызывают свои же иммунные клетки.

Нервные волокна становятся неким пушечным мясом в бою между инфекцией и иммунными клетками

У большей части переболевших COVID-19 наблюдаются неврологические проблемы: головную боль, онемение тела, длительную потерю обоняния и проблемы с концентрацией внимания. Ученые приходят к выводу, что коронавирус вызывает повреждение нервных волокон, которые передают информацию о боли центральной нервной системе.

Исследователи из Больницы медицинского факультета Мерам университета Неджметтина Эрбакана (Турция) обнаружили еще один симптом постковидного синдрома — повреждение нервных волокон роговицы глаза - прозрачной части оболочки глазного яблока. Роговица исключительно чувствительна — плотность болевых рецепторов в ней в 300-600 раз больше, чем в коже.

В небольшом исследовании, результаты которого опубликованы в Британском журнале офтальмологии, приняли участие 40 человек, перенесших COVID-19 в острой форме. Ученые сканировали роговицы и просили участников вести дневник наблюдений, который включал вопросы о любых неврологических симптомах. Это помогло команде медиков точно определить местоположение и степень боли участников, а также обнаружить новые симптомы — усталость и проблемы с кишечником. «У людей, у которых есть неврологические симптомы, определенно наблюдается уменьшение нервных волокон», — рассказал один из авторов исследования, профессор медицины Райаз Малик.

У участников исследования также было обнаружено большое количество иммунных (дендритных) клеток в роговице. Доктор Малик предположил, что именно дендритные клетки способствуют повреждениям нервных волокон. «Возможно, сработал иммунный триггер, и требуется время, чтобы он успокоился», — сказал он. «А пока этот безудержный иммунный ответ повреждает нервные клетки».

Эта идея согласуется с другими исследованиями, которые подтверждают, что нервные волокна оказываются неким «пушечным мясом» в бою между инфекцией и иммунными клетками. Доктор Энн Луиза Оклендер, доцент неврологии Гарвардской медицинской школы и ассистент патологии в Массачусетской больнице общего профиля, не принимала участия в новом исследовании и подтвердила выводы, сделанные турецкими учеными. «Инфекция заставляет ваши иммунные клетки стрелять, сражаться с врагом, и такие повреждения являются сопутствующим ущербом», — сказала она.