Новорожденные слепые мышата «видят сны» о внешнем мире, чтобы предвидеть будущие угрозы

Американские ученые обнаружили удивительный эволюционный механизм у мышат, который «готовит» их к различным опасностям окружающей среды во взрослости. Оказалось, что их мозг заранее как бы тренируется реагировать на угрозы и для этого создает визуальные импульсы до того, как детеныши впервые откроют глаза.

Этот эволюционный механизм помогает им ориентироваться в пространстве и реагировать на движение

Исследователи Йельской школы медицины (США) изучили работу мозга новорожденных мышат до того, как они впервые открыли глаза. Они обнаружили волны активности, которые распространялись по развивающейся сетчатке. Эти волны возникают до созревания палочек и колбочек, то есть, до того, как у мышей появляется зрение. Ученые отмечают, что эти импульсы похожи на то, что происходило бы в мозге мыши, если бы ее глаза уже были открыты и она спокойно перемещалась в пространстве.

Ученые задались двумя вопросами — что именно видят новорожденные мышата, и каким образом их мозг создает эти сигналы, если они ни разу не открывали глаза. Для этого специалисты изучили работу амакриновых клеток (слоя сетчатки, который получает входные зрительные сигналы) в ранний неонатальный период.

Исследователи заблокировали функции амакриновых клеток, вводя два дня подряд дозу токсина. Затем они сравнили волновую активность сетчатки у подопытных мышей и контрольной группы. Оказалось, что этот токсин практически полностью заблокировал распространение волновых импульсов. Далее специалисты опробовали еще одно вещество — ингибитор габазин — на ганглионарных клетках сетчатки глаза, которые проводят сигналы через зрительный нерв за пределы сетчатки в ствол мозга. Под его воздействием волновая активность также нарушалась.

Когда испытуемые мышата открыли глаза, ученые обнаружили, что они хуже, чем их сородичи, распознают движение рядом и, соответственно, не так хорошо на него реагируют.