Астрофизики обнаружили один из ярчайших объектов на ночном небе

Используя телескопы ART-XC и eROSITA на борту аппарата «Спектр-Рентген-Гамма», астрофизики обнаружили объект SRGA J204318.2+443815, который оказался долгопериодическим слабым рентгеновским пульсаром в далекой двойной системе.
Астрофизики обнаружили один из ярчайших объектов на ночном небе
scienceengine.net

Астрономы смогли обнаружить новый пульсар, испускающий жесткое рентгеновское излучение. На сегодня он является одним из самых ярких объектов на ночном небе в рентгеновском диапазоне

Рентгеновские пульсары — это источники со строгим периодическим изменением интенсивности рентгеновского излучения, состоящие из нейтронной звезды с сильным магнитным полем, гравитационно связанной со звездой-компаньоном. В этих двойных системах рентгеновское излучение возникает при высвобождении гравитационной потенциальной энергии из-за взаимодействия двух объектов системы. Рентгеновские пульсары считаются одними из самых ярких объектов на небе при съемке в коротковолновом диапазоне.

Теперь астрофизики сообщили о находке еще одного рентгеновского пульсара. Используя телескоп ART-XC, они обнаружили относительно яркий источник рентгеновского излучения в ноябре 2020 года, примерно в 26 000 световых лет от Земли. Последующие наблюдения этого источника, получившего обозначение SRGA J204318.2+443815 при помощи космических телескопов XMM-Newton, NICER и NuSTAR позволили команде подтвердить, что объект является пульсаром, и исследовать его свойства.

Наблюдения выявили пульсации SRGA J204318.2+443815 с периодом около 742 секунд. Источник имеет высокую светимость в диапазоне жесткого рентгеновского излучения. В оптическом и инфракрасном спектрах его звезды-компаньона обнаружен ряд эмиссионных линий.

Эти данные свидетельствуют о том, что SRGA J204318.2+443815 является новым рентгеновским пульсаром низкой светимости в далекой двойной системе. Спутник пульсара — звезда, скорее всего, спектрального типа B0-B2e. Астрономы предполагают, что SRGA J204318.2+443815 может быть новым членом подкласса низкояркостных рентгеновских бинарных систем, предположительно возникающих из «холодного» аккреционного диска.