Найден белок, который не дает раковым клеткам попасть в кровоток

Исследователи из Университета Джонса Хопкинса обнаружили белок, который предотвращает попадание клеток в кровоток. Оказалось, что метастазирующие раковые клетки игнорируют его. Работа может помочь открыть новую мишень для лечения рака.
Найден белок, который не дает раковым клеткам попасть в кровоток
Giovanni_Cancemi/Depositphotos

Один из самых важных моментов в лечении рака — не дать опухоли образовать метастазы. Ученые нашли белок, который может помочь в этом

Онкологические заболевания очень активны. После того, как раковая опухоль образуется в одной части тела, она начинает выделять свои клетки в кровоток, чтобы затем они попали в другие органы и создали новую «колонию». Этот процесс образования метастаз затрудняет лечение и диагностику рака, а также сильно увеличивает число неблагоприятных исходов болезни.

В последние годы ученые открыли молекулы, белки и белковые сигнальные пути, которые помогают опухолям распространяться. Блокирование этих каналов при помощи специальных лекарственных средств может позволить остановить распространение заболевания по всему телу и локализовать его в одной части. Ученые уже нашли лекарство, способное «залатывать дыры» в кровеносных сосудах, через которые раковые клетки легче проникают из тканей. Но чем больше у врачей есть инструментов для контроля над распространением метастазирующих клеток, тем выше шансы на благоприятный исход болезни.

Для новой работе исследователи нашли белок, который может быть потенциальной лекарственной мишенью для предотвращения метастазирования опухолей. Давно известно, что протеин TRPM7 регулирует уровень кальция в клетках, но теперь ученые обнаружили, что у него есть и другая функция — он чувствует давление жидкости, протекающей в сосудах, и останавливает распространение клеток по кровотоку.

Метастатические опухолевые клетки заметно снижают уровень этого сенсорного белка, и именно поэтому они способны проникать в кровь. Интересно, что здоровые клетки имели гораздо более высокий уровень TRPM7, чем опухолевые, что во многом объясняет, почему рак может распространяться так легко и быстро. Ученые проверили свои выводы при помощи клеток, движущихся внутри моделирующих сосуд микроканалов, расположенных как лестница, с тщательно контролируемым потоком.

Авторы обнаружили, что здоровые клетки фибробластов меняют направление в ответ на поток жидкости, но перемещаются в каналы, где все еще находится жидкость. Затем исследователи заблокировали экспрессию белка TRPM7 в клетках — и на этот раз они проигнорировали поток жидкости и проникли прямо в каналы с быстрым потоком жидкости.