Самый древний штамм чумы появился 5000 лет назад от укуса бобра

Исследователи обнаружили в останках охотника-собирателя возрастом 5000 лет бактерию рода Иерсиния, вызывающую чуму. Открытие отодвигает время появления «черной смерти» на 2000 лет назад.
Самый древний штамм чумы появился 5000 лет назад от укуса бобра
Dominik Goldner, Bgaeu, Berlin

Чума убила миллионы людей во время трех колоссальных пандемий. Как оказалось, самый древний штамм возбудителя этой болезни появился примерно 5000 лет назад — почти в два раза раньше, чем считалось

Чумной охотник-собиратель, получивший название «RV 2039», был 20-30-летним мужчиной и одним из четырех человек, чьи останки были извлечены из захоронения недалеко от Балтийского моря в Латвии. Анализ образцов зубов и костей этого человека показал, что он был единственным среди погребенных, кто был заражен чумой.

Исследователи секвенировали геном бактерий и восстановили его в первозданном виде. Авторы считают, что бактерии, вероятно, были частью линии, возникшей примерно 7000 лет назад, вскоре после того, как вид Yersina pestis отделилась от предшественника Yersina pseudotuberculosis. Анализ также показал, что большинство ключевых генов бактерии, обуславливающих ее смертоносное действие, были уже на ранней стадии ее эволюции.

Современные варианты чумы содержат одну важную вещь, которой не хватало недавно обнаруженному древнему штамму — ген, позволяющий болезни передаваться через блох. Эта адаптация значительно увеличила скорость, с которой чумные бактерии могли заражать людей-хозяев, попадая в организм и перемещаясь в лимфатические узлы, где они быстро размножались. После этого у носителя на коже появляются болезненные, наполненные гноем бубоны, за которые болезнь и получила название бубонной чумы.

Но переход к блохам потребовал, чтобы болезнь убила своего хозяина: смерть старого хозяина побуждает блох перейти к новому и передать болезнь. Исследователи предполагают, что идентифицированный ими ген был связан с тем, что чума стала более смертоносной. Поскольку найденный учеными ранний штамм Y. pestis еще не переносился блохами, они предполагают, что бактерии первоначально проникли в организм охотника-собирателя через укус грызуна, возможно, бобра, который является носителем предшественника «чумной» бактерии Y. pseudotuberculosis.