Ценный артефакт: кому мог принадлежать таинственный посох каменного века

Археологи из Университета Турку и Университета Хельсинки обнаружили в 2021 году деревянный «посох» каменного века в форме змеи на юго-западе Финляндии. Ученые предполагают, что предмет принадлежал шаману, который жил на этих землях более 4400 лет назад.
Ценный артефакт: кому мог принадлежать таинственный посох каменного века
Antiquity

Таинственный предмет говорит о том, что когда-то давно змеи могли быть верными сторонниками шаманов

Открытие было сделано в 2021 году на доисторическом участке Ярвенсуо 1. Это древнее водно-болотное угодье на берегу озера Раутъярви, которое было обнаружено случайно в 1950-х годах. С 2019 года в этих местах ведутся археологические раскопки.

Antiquity

Из-за анаэробных условий местной почвы предыдущие исследователи уже находили на этом участке несколько прекрасно сохранившихся деревянных артефактов, в том числе деревянный совок с ручкой в форме головы медведя. Обнаруженный посох также отлично сохранился. Он имеет длину в полметра и выполнен в форме змеи. Археологи считают, что этот предмет принадлежал шаману каменного века, вероятно, он использовался в ритуальных целях.

Археологи отмечают, что находка не похожа ни на один другой деревянный артефакт из Северной Европы эпохи неолита, хотя изображение змей иногда можно заметить на наскальных рисунках Культуры гребенчатой керамики. Доктор Антти Лахельма из Хельсинкского университета сказал: «Похоже, существует определенная связь между змеями и людьми, это наводит на мысль о периоде в северном шаманизме, когда змеи играли особую роль в качестве животных-помощников шамана».

Несмотря на тот факт, что в Ярвенсуо 1 уже было найдено множество артефактов, участок находится под угрозой. Дренажные работы и изменение климата подвергают риску это место и будущие археологические находки.