Ученые выяснили, из чего состоит вода в атмосфере Марса

Анализ состава атмосферы Марса еще раз подтвердил тот факт, что вода на планете была и ее было много, но несколько миллиардов лет назад вода исчезла с поверхности планеты.
Ученые выяснили, из чего состоит вода в атмосфере Марса

В Nature Astronomy опубликовано исследование российско-европейской миссии «ЭкзоМарс – TG» по изотопному составу паров воды в атмосфере Марса. Молекулы обычной и тяжелой воды (в нее входит не водород, а дейтерий) разрушаются в атмосфере Красной планеты, когда та сближается с Солнцем. Ученые выяснили, что Марс с самого начала существования терял воду. К такому выводу они пришли, выяснив соотношение дейтерия и водорода в молекулах воды. Молекул воды, содержаший дейтерий, труднее расщепляются и значительно реже улетучивается, а значит, этот изотоп водорода остается на планете, и его доля растет. «Нынешняя марсианская атмосфера примерно в пять раз больше обогащена дейтерием, чем земная, это дает прямое свидетельство того, что в ранней юности Марс содержал гораздо больше воды, чем сейчас», — пишут исследователи.

Ученые в течение года наблюдали за изменением концентрации паров обычной и тяжелой воды в разных частях Марса и сравнивали процессы, с аналогичными протекающими на Земле. В нижних слоях атмосферы Марса доля дейтерия была в 4,9 раз выше, чем на нашей планете. Марс терял воду именно в те моменты, когда подходил близко к Солнцу. Молекулы распадались на высоте 40-60 км под действием солнечного излучения. А в моменты, когда планета удалялась от светила, пары воды не улетучивались из атмосферы, распадаясь и соединяясь на небольших высотах, считают планетологи.

В апреле марсоход NASA Curiosity исследовал подножье горы Шарп. Ученые пришли к выводу, что гора образовалась из осадочных пород, отложенных ветром и водой. Крутой склон показал историю воды на Красной планете: вода исчезла не сразу — засухи, сменялись влажными периодами, пока примерно 1 — 2 миллиарда лет назад поверхность Марса не стала пустыней.