В черной дыре обнаружена колоссальная буря

В далекой-далекой галактике, у самых истоков Вселенной, сверхмассивная черная дыра закатывает настоящую истерику.
В черной дыре обнаружена колоссальная буря
ALMA (ESO/NAOJ/NRAO)

Мы видим эту черную дыру такой, какой она была 13,1 миллиарда лет назад, когда Вселенная составляла всего 10% от своего нынешнего размера

Она мечет в межгалактическое пространство огромные струи — это настоящий шторм, который бушует, к счастью, на расстоянии 13,1 миллиарда световых лет от нас. Это самая далекая из обнаруженных на сегодняшний день бурь. Ее открытие — ключ к разгадке того, как образовались галактики.

«Вопрос в том, когда во Вселенной возникли галактические ветры, — объясняет астроном Такума Идзуми из Национальной астрономической обсерватории Японии (NAOJ). — Это важный вопрос, потому что он связан с загадкой астрономии: как галактики и сверхмассивные черные дыры эволюционировали».

Сверхмассивные черные дыры невозможно изучать отдельно от галактик. Эти огромные объекты, масса которых в миллионы или миллиарды раз превышает массу Солнца, являются сердцем галактической системы — это гравитационное ядро, вокруг которого вращается все остальное в галактике.

Черные дыры также играют огромную роль в формировании галактик. Например, с помощью механизма обратной связи. Сильные ветры сверхмассивной черной дыры пронизывают космос, унося материал, который может образовывать звезды. При этом размер черной дыры ограничивает звездную массу галактики.

Масса сверхмассивной черной дыры обычно более-менее пропорциональна размеру центральной выпуклости галактики. Астрономы не знают, что на это влияет, но явно черные дыры и их галактики развиваются вместе, а не формируются по отдельности, объединяясь в более поздние периоды.

Рассматриваемая учеными галактика под названием J1243 + 0100 образовалась всего через несколько сотен миллионов лет после Большого взрыва. Анализ радиоизлучения в галактике показал мощные извержения вещества со скоростью 500 километров в секунду. В год дыра выбрасывает 447 масс солнц. Следовательно, обратная связь возникла еще в ранней Вселенной. Масса же самой сверхмассивной черной дыры примерно в 330 миллионов раз превышает массу Солнца.

«Наши наблюдения подтверждают недавнее компьютерное моделирование, которое предсказало, что коэволюционные отношения существовали даже примерно 13 миллиардов лет назад, — говорит Идзуми. — Мы планируем наблюдать и другие подобные объекты, чтобы выяснить, является ли изначальная коэволюция, наблюдаемая в данном объекте, типичной для Вселенной тех времен».