В Израиле археологи нашли 1000-летнее целое яйцо

Израильские археологи обнаружили неповрежденное куриное яйцо 1000-летней давности. Оно было найдено во время раскопок выгребной ямы в Явне.
В Израиле археологи нашли 1000-летнее целое яйцо
Dafna Gazit, Yoli Schwartz, Gilad Stern, Israel Antiquities Authority

Это уникальный случай не только для Израиля, но и для всего мира

Во время раскопок была обнаружена обширная промышленная зона, относящаяся к византийскому периоду. «Мы находили фрагменты яичной скорлупы с более ранних периодов, например, в городе Давида, в Кесарии и Аполлонии, но из-за хрупкости почти не сохранилось целых куриных яиц. Даже на глобальном уровне это чрезвычайно редкая находка», — говорит доктор Ли Перри Гал из Израильского управления древностей. Она также добавила, что обычно ученые находят целыми страусиные яйца, чья скорлупа более толстая. «Даже сегодня яйца иногда не сохраняются целыми в в супермаркетах. Удивительно думать, что этой находке 1000 лет!».

Dafna Gazit, Yoli Schwartz, Gilad Stern, Israel Antiquities Authority

Ученые отмечают, что уникальная сохранность яйца, очевидно, обусловлена условиями, в которых оно пролежало в течение веков. Оно было укрыто в выгребной яме, содержащей мягкие человеческие отходы и фекалии.

Dafna Gazit, Yoli Schwartz, Gilad Stern, Israel Antiquities Authority

Однако почти все содержимое яйца вытекло из него еще очень давно. На дне была небольшая трещина, поэтому почти весь белок и часть желтка попали в яму. Внутри осталось немного желтка, поэтому ученые планируют провести анализ ДНК.

Птицеводство появилось в Израиле 2300 лет назад, в эллинистический и раннеримский периоды. В исламский период, начиная с VII века нашей эры, в регионах также начало снижаться количество свиных костей, что отражает запрет на употребление в пищу свинины. «Семьи нуждались в готовом заменителе белка, который не требует охлаждения и консервирования, и они нашли его в яйцах и курином мясе», — объясняет доктор Перри Гал.