У хромосомы человека обнаружен необъяснимый «лишний» вес

Исследователи предполагают, что «лишняя» масса принадлежит другим неизвестным элементам хромосом, которые ученым еще только предстоит обнаружить.
У хромосомы человека обнаружен необъяснимый «лишний» вес
Sergey Panteleev / Getty Images

Массы оказались значительно выше, чем ожидалось — примерно в 20 раз больше, чем у содержащейся в хромосомах ДНК

«Массу ДНК мы знаем из проекта "Геном человека", но мы впервые смогли точно измерить массы хромосом, которые включают эту ДНК, — сказал биофизик Ян Робинсон из Университетского колледжа Лондона. — Наши измерения показывают, что 46 хромосом в каждой из наших клеток весят 242 пикограмма (триллионные доли грамма). Это больше, чем мы ожидали, что указывает на необъяснимую избыточную массу хромосом».

Для определения массы ученые использовали метод, называемый жесткой рентгеновской птихографией. В нем применяется ускоритель частиц синхротрон, который испускает мощный пучок рентгеновских лучей. Когда они проходят через хромосомы, дифракция создает интерференционную картину, которая позволяет создать трехмерную модель хромосомы в высоком разрешении.

Так исследователи смогли определить количество электронов в хромосоме или ее электронную плотность. Масса электронов хорошо известна: масса покоя электронов — одна из фундаментальных физических констант.
Теперь биологам предстоит понять, чем вызвана «лишняя» масса хромосом. Возможно, при этом получится выяснить, почему иногда в организмах происходят те или иные сбои.