Новые датчики обнаруживают радиоактивное загрязнение и могут находить ядерное оружие террористов

Физики разработали новый тип датчиков, который не только измеряет радиоактивный фон, но и способен определить, где именно находится источник ионизирующего излучения.

Современные системы могут зафиксировать повышенный радиационный фон, но определить точное метоположение источника сигнала они не в силах. Новая технология NGET может очень быстро и точно получить эту информацию

Новая технология обнаружения радиоактивных материалов может быть использована в аэропортах и морских портах для досмотра пассажиров и грузов. Созданное физиками устройство работает на основе разновидности томографии и позволяет быстро получить 3D-изображение источника нейтронного и гамма-излучения оружейного плутония и других ядерных материалов.

Так называемая нейтронно-гамма-эмиссионная томография (NGET) обладает возможностями, которые выходит за рамки того, что умеют существующие радиационные мониторы. NGET позволяет измерять энергию и временные интервалы генерации частиц, испускаемых при делении ядер. При помощи алгоритмов машинного обучения ученые могут визуализировать то, откуда пришли эти частицы.

Технология имеет очень высокую чувствительность и может в течение нескольких секунд обнаружить граммовые количества плутония и определить его изотопный состав, на основе которого можно сказать, будет применяться этот материал в мирных или военных целях. Если дать устройству немного больше времени для сканирования, она может позволить получить действительно хорошую картину расположения образцов делящегося материала.

Но NGET предназначен не только для обнаружения оружейного плутония и материалов так называемых «грязных бомб» — его можно использовать и для детектирования уровня радиации в окружающей среде, например, при утечках с ядерных объектов или в природных источниках. На данный момент исследовательская группа изучает возможность оснащения системой NGET беспилотных летательных аппаратов.