Астрономы выяснили, как сформировалась сложная планетарная туманность

Астрономы сделали снимки в высоком разрешении планетарной туманности NGC 1514. Ученые смогли получить данные о строении этой системы и ее химическом составе, которые помогут лучше понять ее природу.
Астрономы выяснили, как сформировалась сложная планетарная туманность
esahubble.org

Открытая 230 лет назад туманность NGC 1514 до сих пор остается одним из самых загадочных объектов подобного рода. Астрономы смогли больше узнать о ней благодаря данным с трех телескопов по всему миру

Планетарные туманности — это расширяющиеся газопылевые оболочки, которые выбрасывает звезда в процессе превращения из звезды главной последовательности в красный гигант или белый карлик. Такие объекты встречаются относительно редко, но они очень важны для астрономов, изучающих химическую эволюцию звезд и галактик.

NGC 1514 — это туманность в созвездии Тельца, открытая Уильямом Гершелем в 1790 году. Она расположена на расстоянии примерно 800 световых лет от Земли. Этот объект имеет сложную морфологию, которая явно не вписывается в известные сегодня астрономам типы. Кроме того, в ее центре находится необычная звезда, обозначенная BD+30623, которая является двойной системой с орбитальным периодом около 3300 дней. Это самый большой орбитальный период из всех двойных звезд в планетарных туманностях.

Теперь астрофизики смогли внимательно изучить NGC 1514 и исследовать ее свойства. Они получили оптические спектры и изображения этого объекта в высоком разрешении при помощи спектрографа CAFOS на 2,2-метровом телескопе обсерватории Calar Alto, спектрометра Manchester Echelle обсерватории San Pedro Martir и спектрографа высокой пропускной способности Goodman на телескопе SOAR.

На основе собранных данных астрономы создали 3D-модель NGC 1514, которая предоставила необходимую информацию об основных структурных компонентах этой туманности, а также их кинематике. Модель предполагает, что NGC 1514 состоит из внутренней искаженной оболочки (которая изначально была сферической) с дополнительными областями сферической формы и внешней оболочки, окружающей весь объект.

Астрономы отметили, что NGC 1514 также имеет два четко очерченных кольца излучения в среднем инфракрасном диапазоне, что может указывать на бочкообразную структуру туманности. Сравнивая эти кольца с аналогичными характеристиками в нескольких других планетарных туманностях, авторы обнаружили, что бочкообразная структура в NGC 1514 имеет наклон примерно 28 градусов. Дальнейшие более глубокие спектроскопические наблюдения NGC 1514 необходимы для того, чтобы получить более полное представление о химическом составе этого объекта.