Космический аппарат «Вояджер-1»: что с ним стало и где он сейчас находится

Запущенный в 1977 году «Вояджер-1» находится в межзвездной среде. За время своего путешествия приборы аппарата позволили зафиксировать устойчивый сигнал плазменных волн, возникающих при взаимодействии межзвездной среды с звездным ветром, а также сделали еще несколько открытий. Рассказываем, как далеко улетел «Вояджер-1», и действительно ли он покинул Солнечную систему.
Космический аппарат «Вояджер-1»: что с ним стало и где он сейчас находится

С 5 сентября 1977 года года «Вояджер-1» отправляет данные со своих приборов на Землю. Например, он позволил ученым «услышать» сигнал межзвездной среды, что поможет понять, как эта среда взаимодействует с солнечным ветром. Рассказываем, что это за прибор, и как далеко в космос он уже улетел

«Вояджер-1» — что это за космический аппарат

«Вояджер-1» — это созданный NASA космический зонд, который запустили с мыса Канаверал в 1977 году. Его целью должно было стать изучение Юпитера и Сатурна — ожидалось, что аппарат будет работать несколько лет, прежде чем его системы перестанут «гарантированно» функционировать.

Однако «Вояджер-1», как и «Вояджер-2» превзошли ожидания ученых и «переработали» примерно в десять раз больше — с момента их запуска прошло больше 40 лет, а они все еще «путешествуют» и продолжают отсылать данные на Землю. Они улетели уже довольно далеко, давно пролетели мимо Урана и Нептуна и даже вылетели за орбиту Плутона.

И поскольку других планет на их пути не предвидится, зонды исследуют окружающую их космическую среду. На вид она пустая, но, на самом деле, насыщена частицами, в том числе ядрами атомов водорода и гелия, выбрасываемых Солнцем во все стороны — солнечным ветром.

Достижения «Вояджер-1»

Запущенный в сентябре 1977 года космический аппарат «Вояджер-1» пролетел мимо Юпитера в 1979 году, а затем Сатурна в конце 1980 года. Путешествуя со скоростью около 61 200 километров в час, «Вояджер-1» пересек гелиопаузу — границу Солнечной системы с межзвездным пространством — в августе 2012 года.

После выхода в межзвездное пространство приборы космического аппарата обнаружили возмущения в газе. Но в промежутках между этими мощными вспышками, вызванными процессами в нашем собственном Солнце, исследователи обнаружили устойчивую сигнатуру, создаваемую разреженным вакуумом пространства. Астрономы сравнивают активность межзвездной среды с легким дождем: его шум еле заметен, и то и дело заглушается громом грозовых разрядов, аналогичных солнечным вспышкам.

Помимо прочего, «Вояджер-1» внес большой вклад в изучение Солнечной системы. Так, аппарат обеспечил уникальную информацию о Юпитере и Сатурне, их атмосфере, спутниках и кольцах. Это сильно расширило наши знания о формировании и эволюции планетных систем.

Отдельная часть миссии «Вояджер-1» заключается в «золотой пластинке» с информацией о Земле. Данное послание предназначено для внеземных цивилизаций и может стать нашим представлением для других разумных существ во вселенной, если такие встретят летальный аппарат.

Эту фотографию спутника Нептуна Тритона в 1989 году сделал «Вояджер-2». На тот момент никто не ожидал, что аппарат улетит так далеко
Wikimedia Commons

Основываясь на полученных от «Вояджер-1» данных, ученые сделали вывод, что в межзвездном газе наблюдается более низкая активность, чем предполагалось ранее. Это позволяет исследователям отслеживать пространственное распределение плазмы, когда она не возмущается солнечными вспышками. Исследование дает возможность впервые оценить то, как меняется плотность межзвездного пространства при движении от границы Солнечной системы вглубь космоса.

Эта работа также позволяет ученым понять, как межзвездная среда взаимодействует с солнечным ветром, и как защитный пузырь гелиосферы Солнечной системы формируется и модифицируется межзвездной средой.

Где сейчас «Вояджер-1»

Несмотря на то, что в СМИ уже неоднократно появлялась информация о том, что «Вояджер-1» покинул Солнечную систему, по факту, это не так. Специалисты NASA открыто заявляют, что даже если зонды «проживут» еще несколько лет, а то и десятков лет, то они все равно не смогут вылететь за пределы Солнечной системы. И даже если представить, что «Вояджеры» все же будут работать бесконечно долго, то до границы им придется лететь еще около 30 тысяч лет.

Тем не менее, на данный момент «Вояджер-1» и так сумел забраться достаточно далеко. В августе 2012 года зонд нащупал своими приборами край гелиосферы — это область околосолнечного пространства, где солнечный ветер доминирует над другими заряженными частицами и движется относительно Солнца со сверхзвуковой скоростью.

Расположение «Вояджера-1» относительно других объектов Солнечной системы
Wikipedia

Оказалось, что граница гелиосферы находится примерно в 18 миллиардах километрах от Солнца. А в 2018 году NASA окончательно объявило о том, что и «Вояджер-2» покинул пузырь гелиосферы. Значит, он попал в межзвездную среду — ту, что лежит между областями «пузырей звездного ветра» как нашего Солнца, так и его звезд-соседей.

В ноябре 2019 года, в Nature Astronomy вышло сразу несколько работ о наблюдениях «Вояджеров» за состоянием среды вне гелиосферы. Это первые наблюдения такого рода, притом абсолютно неожиданные и поступившие от аппаратов, от которых никто не ждал такой живучести. До этого ученые не знали, где находится граница гелиосферы, а также то, как меняется количество космических лучей за ее пределами.

В 2021 году НАСА сообщило о том, что, помимо изучения межзвездного пространства, вояджер сделал важное открытие — он обнаружил первые межзвездные звуки. В 2022 году аппарат начал передавать странные телеметрические данные. При этом подтверждено, что «Вояджер-1» оставался в рабочем состоянии. Однако проблема оказалась в системе определения ориентации и управления, которая отправляла неверные данные.

Оказалось, что система передавала данные через компьютер, который годами не работал, это и повреждало данные. В 2022 году НАСА поменяло компьютер, теперь работа продолжается в правильном режиме.

На данный момент «Вояджер-1» находится на расстоянии в 161.2 а. е. от Земли. Это примерно 24 миллиарда километров.

Модель конструкции космического аппарата «Вояджер-1»
Wikipedia

Что в будущем будет с «Вояджером-1»

В декабре 2017 года были успешно запущены все четыре двигателя маневра коррекции траектории. Произошло это впервые с 1980 года. Теперь они будут использоваться вместо вышедших из строя реактивных двигателей.

В данный момент из-за уменьшения доступной электроэнергии команда НАСА вынуждена постепенно отключать приборы. Сейчас около половины из них отключено, все еще работают лишь некоторые:

• Подсистема космических лучей;
  • Магнитометр;
  • Плазменно-волновая система;
  • Система обнаружения заряженный частиц низкой энергии.

Позже планируется прекращение работы записи данных, остановка гироскопических операций. По расчетам специалистов примерно к 2025-2036 году ни один прибор не сможет использовать электроэнергию. После 2036 года вояджер окажется вне зоны действия сети дальнего космоса.

Видео траектории движения «Вояджера-1»

Родион Песчанников
Родион Песчанников 27 Декабря 2021, 11:27
Что значит "движется относительно Солнца со сверхзвуковой скоростью" в практически безвоздушном пространстве?