Как зевание связано с размерами мозга

Исследователи выяснили, что позвоночные с большим мозгом зевают дольше. Это авторы показали на сотне видов млекопитающих и птиц.
Как зевание связано с размерами мозга

Зевание нужно нам отнюдь не для насыщения крови кислородом. Оказывается, такое поведение помогает охлаждать мозг. И чем этот орган больше, тем дольше и чаще животное зевает

Мы зеваем примерно 5-10 раз в день. Но такое поведение наблюдается у очень многих позвоночных. Из-за такой распространенности зевоты биологи задались вопросом, как и почему в результате эволюции у нас возникло такое поведение. В результате исследования они не только выяснили, для чего необходима зевота, но и нашли связь между этим поведением и размерами мозга.

Вопреки распространенному мнению, зевота не способствует насыщению крови кислородом. Исследования показали, что при зевоте наш мозг эффективнее охлаждается. Несколько последующих работ подтвердили эту идею. Например, ученые показали, что температура мозга быстро падает после зевка, и что температура окружающей среды определяет частоту этого поведения. Кроме того, ученые обнаружили, что люди зевают реже, если держат прохладный пакет у головы или шеи, или принимают другие действия для понижение температуры тела.

Зевание также может быть связано с активацией центральной нервной системы. Когда температура тела повышается, активируются рецепторы в мозге, что может вызывать чувство сонливости и повышенную частоту зевания.

Исходя из этой логики, авторы предположили, что зевота может быть связана с размерами мозга, так как чем больше орган, тем сильнее он нагревается в процессе работы и тем сильнее необходимо его охлаждать. В своем исследовании биологи решили проверить, насколько универсальна эта теория, и верна ли она для птиц. Для своей работы ученые проанализировали 1250 зевков у 55 видов млекопитающих и 46 видов птиц.

Затем команда связала продолжительность этих зевков с данными сканирования мозга. В результате авторы выяснили, что независимо от размера тела продолжительность зевания у разных видов увеличивается с размером мозга и количеством нейронов. Кроме того, исследовательская группа обнаружила, что млекопитающие зевают дольше, чем птицы. Это можно объяснить более высокой температурой тела этих животных.

5 занимательных фактов о зевании
  • У некоторых водных животных, таких как рыбы, зевание может помогать обновить кислород в воде, пропуская его через жабры.
  • Многие животные, например, обезьяны и слоны, могут зевать в ответ на зевание других особей своего вида. Это может быть формой социального поведения или сигналом о расслаблении.
  • У некоторых животных зевание может быть связано со стрессом или тревожностью. Например, некоторые птицы могут зевать при чувстве опасности.
  • Зевание может быть частью дыхательного процесса, помогая контролировать дыхание или восстановить ритм дыхания.
  • Иногда зевание может быть признаком определенных медицинских состояний, таких как недостаток сна, хроническая усталость или некоторые неврологические расстройства.
Вам также может быть интересно: