В Японии нашли нового утконосого динозавра

Международная группа палеонтологов обнаружила новый род и вид гадрозавров или утконосых динозавров на одном из южных островов Японии.
В Японии нашли нового утконосого динозавра
Masato Hattori

Гадрозавры были довольно распространены в конце мелового периода. До сих пор исследователи находили множество останков этих животных, но образец, обнаруженный на японском острове в 2004 году, оказался представителем совершенно нового вида и рода

Гадрозавры, известные своими широкими, приплюснутыми мордами, являются наиболее часто встречающимися из всех динозавров. Эти растительноядные динозавры жили в конце мелового периода более 65 миллионов лет назад, и их окаменелые останки были найдены в Северной Америке, Европе, Африке и Азии.

Целюсти гадрозавров были идеально приспособлены к прожевыванию пищи и имели сотни близко расположенных зубов. По мере того как их зубы изнашивались и выпадали, новые очень быстро отрастали на их месте. По словам исследователей, обнаруживших новый вид этих вымерших животных, эффективная способность гадрозавров жевать растительность является одним из факторов, приведших к ее разнообразию, обилию и широкому распространению.

В своем исследовании авторы анализировали окаменелости, найденные в цементном карьере на японском острове Авадзи. Их в 2004 году впервые обнаружил местный житель, который «охотился» за ископаемыми в качестве хобби. Он нашел останки животного в слое отложений возрастом примерно от 71 до 72 миллионов лет. Сохранившиеся нижняя челюсть, зубы, шейные позвонки, плечевая кость и хвостовой позвонок были переданы Японскому музею природы и человеческой деятельности в префектуре Хего, где они хранились до тех пор, пока за них не взялись палеонтологи.

Проанализировав находки, исследователи выяснили, что останки принадлежат гадрозавру, однако структура его зубов отличается от той, что ученые привыкли видеть у этих животных. Новый вид получил название Yamatosaurus izanagii (название рода происходит от древнего имени Японии, а вида — от имени божества, согласно легендам создавшего японские острова). У него, в отличие от сородичей, есть только один вид функциональных зубов, расположенных в различных частях челюсти. Кроме того, на жевательных поверхностях его зубов нет разветвленных гребней. Это позволяет предположить, что жевательный аппарат динозавра эволюционировал, чтобы иметь возможность употреблять больше различной растительной пищи.