На ближайшей к Солнцу звезде зафиксировали рекордную вспышку

Ученые обнаружили на Проксиме Центавра самую крупную вспышку из когда-либо зарегистрированных. В результате этого события звезда на короткое время стала в 14 000 раз ярче.
На ближайшей к Солнцу звезде зафиксировали рекордную вспышку
NRAO/S. Dagnello

Вспыхнувшая два года назад Проксима Центавра создала огромный поток ультрафиолетового излучения. Теперь ученые переживают за возможных обитателей экзопланет в этой системе и размышляют над новыми теориями формирования таких вспышек

Вспышки на звездах происходят регулярно, но часто они довольно безобидны и слабы. Однако нередки случаи и более разрушительных событий. Даже на нашем Солнце случаются серьезные выбросы коронарной массы, в результате которых на Землю обрушивается поток звездного вещества и излучения, из-за чего в некоторых частях планеты повышается концентрация радиоактивных изотопов. Такие события наблюдались, например, в 774 и 993 годах до нашей эры.

В новой работе авторы сообщили об анализе вспышки на ближайшей к Солнцу звезде — Проксиме Центавра. Авторы наблюдали за соседней звездой в течение 40 часов при помощи наземных и космических телескопов. Именно в этот период астрофизики смогли зафиксировать мощнейшую из когда-либо наблюдаемых вспышек. Во время этого события яркость звезды увеличилась в 14 000 раз в ультрафиолетовом диапазоне длин волн на несколько секунд.

Эта звездная система долго считалась пригодной для существования внеземной жизни, но такая мощная вспышка не сулит ничего хорошего для организмов, которые могли обитать на расположенных вокруг Проксимы Центавра экзопланетах. Результаты нового исследования могут изменить представление исследователей о физике звездных вспышек.

Исследователям понадобилось два года, чтобы обработать информацию об этой вспышке, которая произошла 1 мая 2019 года. Она не сопровождалась значительным изменением яркости в видимом диапазоне длин волн, но в результате события окружающие звезду небесные тела подверглись воздействию очень интенсивного ультрафиолетового и микроволнового излучения. Сигналы в микроволновой области помогут ученым лучше понять физику генерации звездных вспышек. В настоящее время ученые считают, что такие всплески энергии случаются, когда магнитные поля вблизи поверхности звезды размыкаются, и вещество с ее поверхности вылетает в открытый космос с высокой скоростью.