Ученые нашли новые останки Homo erectus и подтвердили возраст обнаруженного ранее черепа

Новое исследование подтверждает возраст и происхождение одного из старейших представителей Homo erectus — одного из наших предков, который жил почти 2 миллиона лет назад.
A. Hammond/AMNH

Найденный в восточной части озера Туркана образец черепа человека прямоходящего вызывал множество споров относительно своего возраста — считалось, что он моложе, чем окружающая его местность. Новая работа окончательно решила этот спор

Homo erectus — первый известный ученым гоминин, строение тела которого похоже на современных людей. Его нижние конечности были больше верхних, а туловище походило на наше. Также у человека прямоходящего была большая черепная коробка. Больший по сравнению с более ранними гомининами размер мозга позволил Homo erectus создавать инструменты, что сделало его умнее австралопитеков и некоторых других видов древних людей.

В 1974 году ученые на раскопках в Восточной Туркане в Кении обнаружили одно из древнейших свидетельств существования H. erectus: небольшой фрагмент черепа, возраст которого составляет 1,9 миллиона лет. Восточно-турканский образец превосходит по возрасту только 2-миллионный образец черепа из Южной Африки. Однако некоторые исследователи утверждали, что образец из Восточной Турканы мог быть взят из более молодого ископаемого месторождения и, возможно, перенесен водой или ветром на то место, где был затем обнаружен.

Чтобы точно определить возраст находки, исследователи в новой работе опирались на архивные материалы и анализ геологии местности. Ученым пришлось пролистать сотни страниц старых отчетов и опубликованных исследований, проанализировать спутниковые данные и аэрофотоснимки, чтобы выяснить, где были обнаружены окаменелости, воссоздать «сцену» и поместить ее в более широкий контекст, чтобы найти правильные подсказки для определения возраста образца.

Несмотря на то, что череп происходил из другого района Восточной Турканы, чем первоначально предполагалось, ученые не нашли никаких доказательств его более молодого возраста. Это значит, что изначальные оценки палеонтологов были верны. В пределах 50 метров от места находки исследователи обнаружили два новых образца гоминина: часть таза и кость стопы. Хотя исследователи говорят, что они могут принадлежать одному и тому же человеку, они не могут доказать это, так как кости были разделены слишком давно.